[05-2018] Некоторые особенности защиты опор контактной сети
Д-р техн, наук в.и. ПОДОЛЬСКИЙ, канд.техн, наук А.А. ЦАРЬКОВ, АО«ВНИИЖТ»
Основной парк опор на наших дорогах (около 90 %) составляют железобетонные центрифугированные конструкции. Их стали широко применять с той поры, когда промышленность испытывала дефицит металла (стали), а также из-за недостаточно обоснованного критерия о высокой надежности железобетонных конструкций в любых условиях. Кроме того, приняли во внимание, что исключалась окраска опор, упразднялось их техническое обслуживание.
Железобетонные опоры проектировали как обычные строительные конструкции, используя метод предельных состояний, не учитывая особенностей их работы в зоне движения поездов. Впоследствии на участках постоянного тока выявили высокую уязвимость конструкций оттоков утечки, приводящих к интенсивной электрокоррозии арматуры в подземной части опор, а также низкую сопротивляемость центрифугированных опор образованию продольных трещин и малую морозостойкость.
Чтобы выявить причины недостаточной надежности используемых опор, были проведены обширные исследования. В результате была установлена безопасная величина электрического сопротивления опор, позволяющая предотвратить электрокоррозию, — 10 кОм. Были изданы «Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети», на дистанциях электроснабжения организовали систематическое обследование опор. На предприятиях-изготовителях железобетонных опор внедрили необходимые мероприятия, повысившие качество опорных конструкций. Проектные организации на основании рекомендаций научных и эксплуатационных организаций внесли коррективы в проекты опор.
В частности, в нижней части вертикальных частей были предусмотрены вентиляционные отверстия, исключающие накопление влаги в полости центрифугированных опор. Кроме того, эти отверстия способствовали исключению продольных трещин всех типов, улучшили сопротивляемость бетона опор при циклах «замораживание-оттаивание».
Дополнительно для предотвращения электрокоррозии и других повреждений опор между крепежными деталями консолей, кронштейнов внедрили в обязательном порядке двойную изоляцию из полимерных деталей. А для исключения изломов опор в надземной части, вызванных снижением прочности бетона, с 1993 г. ввели смешанное армирование. Оно включало в себя рабочую предварительно напряженную арматуру и ненапряженную стержневую арматуру, компенсирующую возможное снижение прочности бетона. Для оценки прочности бетона разработали способ и прибор диагностики УК-1401.
В целом, следует отметить, что современные железобетонные опоры со смешанным армированием (СС, ССА) обладают высокой безотказностью и долговечностью (оценочно — 85 лет). С 1993 г. не наблюдали отказов этих опор (за исключением одного случая повреждения опоры, установленной над катоднозащищенным трубопроводом). Их можно внедрять как в районах с расчетной температурой воздуха выше +40 °C, так и в районах с расчетной температурой воздуха ниже -40 °C. Недостаток, на который указывает ряд специалистов, заключающийся в значительной массе опор, устраняется благодаря применению соответствующей грузоподъемной техники.
Более сложной задачей является утилизация железобетонных опор. В свое время по заданию Главного управления электрификации и электроснабжения бывшего МПС была разработана машина-шредер, перерабатывающая железобетонные конструкции. Однако она не нашла широкого применения вследствие недостатков технологии разрушения — чрезмерного шума и сильного повреждения арматуры.
На наш взгляд, проблему утилизации опор следует решать не на уровне дистанций электроснабжения или даже дирекций инфраструктуры, а на уровне предприятий, выпускающих опоры. Получаемый при этом бетонный щебень может быть использован при изготовлении блоков, а арматура, при ее сохранности от повреждений, — для изготовления стоек опор контактной сети и других изделий, не требующих напряжения арматуры.
Что касается проблемы диагностики состояния арматуры на участках постоянного тока, то для опор, имеющих сопротивление более 10 кОм, она не требуется. В установленные сроки следует проводить только выборочную диагностику этих опор путем откопки и обследования откопанной части прибором УК-1401. В опорах с малым сопротивлением или с током утечки, превышающим 40 мА и относящимся к электрокоррозионноопасным, арматуру должны контролировать путем откопки подземной части на глубину 0,7 — 1 м и ее обследования прибором УК-1401 или любым другим прибором, позволяющим определить состояние арматуры. После проверки подземной части опор железобетонные конструкции защищают искровым промежутком. В дальнейшем обследование сводится к проверке исправности защитного устройства.
Оценить состояние арматуры подземной части опор без откопки в настоящее время не представляется возможным вследствие требования диагностических систем доступа к объекту диагностики. По мере замены низкоомных опор и установки высокоомных конструкций типа СС и ССА острота проблемы диагностики подземной части опор будет снижаться.
И, наконец, о затруднениях с подъемом на опору без приставных лестниц. Подобные ситуации не являются актуальными, так как доступ к узлам крепления контактной сети возможен с поворотных площадок автомотрис, а в отдельных случаях — и с приставной лестницы. С другой стороны, невозможность подъема на опору является защитным фактором, обеспечивающим недоступность контактной сети для посторонних.
Некоторое время тому назад на вновь электрифицируемых участках или при реконструкции контактной сети действующих линий стали устанавливать металлические опоры. Предпосылкой этого стала низкая цена на металл. Однако подобное обновление продлилось непродолжительное время, поскольку стоимость металлических опор начала расти. Сегодня их цена почти в два раза выше аналогичного показателя железобетонных конструкций.
Конструктивно металлические опоры выполняют из двух швеллеров, соединяемых между собой с помощью сварки планками одинаковой ширины. Исходные изделия могут быть горячекатаными или получены методом изгибания листового проката.
Для защиты от атмосферной коррозии преимущественно применяют горячее цинкование. Такое покрытие является достаточно эффективным барьером для коррозии. По данным Российской академии наук, срок службы подобных покрытий в сельской атмосфере составляет около 30 лет. В промышленной и морской атмосфере их эффективность значительно меньше.
Следует отметить, что цинкование горячим способом, наряду с положительным эффектом, имеет и ряд недостатков. Прежде всего, во многих случаях происходит водородное охрупчивание высокопрочных сталей и сварных соединений. Известны многочисленные случаи образования трещин в швах жестких поперечин, требующие дополнительных работ по их устранению. Но наиболее опасным является появление растрескивающей коррозии под воздействием жидкого металла. Трещины возникают в результате увлажнения межзеренных границ, близко к поверхности соприкосновения с вызывающим коррозию жидким металлом, таким как цинк, олово или свинец. Это уменьшает плотность стали и ее сопротивление растрескиванию.
Разветвляющиеся трещины возникают межкристаллитным путем уже в ванне горячего цинкования. Вследствие этого они заполняются расплавленным цинком. Их практически нельзя невооруженным глазом обнаружить на поверхности. Данные трещины располагаются не по существующим неоднородностям сварных швов.
На процесс образования трещин при горячем цинковании существенно влияют химический состав стали, ее прочность, наличие остаточных внутренних напряжений в свариваемых деталях. Отечественный опыт свидетельствует, что при использовании для изготовления опор стали марки ВСтЗ прочностью до 300 МПа и обладающей высокой пластичностью, трещин и растрескивания металла не наблюдается. Не отмечается появление трещин как в швеллерах горячекатаных, так и в гнутых швеллерах. Возникающие в последних внутренние напряжения при гнутье вследствие большой пластичности стали быстро релаксируют и не оказывают влияния на процесс цинкования.
Иная ситуация складывается при изготовлении опор из гнутых швеллеров, выполненных из низколегированной стали 09Г2С. В них вследствие низкой пластичности стали даже при выполнении всех требований к радиусу изгиба возникают значительные внутренние напряжения. После сварки конструкций и их оцинковки в металле швеллеров возникают многочисленные неоднородности и концентраторы напряжений. Наиболее опасные концентраторы напряжений возникают в конце швов и играют роль надрезов.
В результате появляются поперечные трещины в полках швеллеров. При этом трещины вдоль швов не образуются, хотя там также имеются неоднородности. Ремонт опор с отмеченными трещинами нецелесообразен, они подлежат замене и утилизации. В целом, если по температурным условиям требуется применение низколегированной стали, то оправдано использовать горячекатаные или гнутые профили, предварительно прошедшие термообработку для снятия внутренних напряжений.
Кроме рассмотренных проблем при горячем цинковании металлических опор, в проектах конструкций следует предусмотреть переменную ширину планок. Последняя должна составлять 40 — 50% межосевого расстояния швеллеров. Целесообразность такого конструктивного решения убедительно доказывает опыт Забайкальской дирекции Трансэнерго. Здесь в верхней части опор трещины образовывались. Поэтому целесообразно перенести изоляцию опор в верхний пояс, поскольку наличие изоляции между фундаментом и опорой не обеспечивает длительный срок ее эксплуатации и безопасность персонала.
Существует еще один способ защиты опор от коррозии путем применения цинконаполненных композиций. Проведенные сравнительные испытания образцов, оцинкованных горячим способом и покрытых цинконаполненной композицией в камере нейтрального соляного тумана, показали более высокую стойкость отмеченных композиций. Это значит, что ее можно применять в приморских районах, промышленных зонах с гарантированным сроком службы не менее 20 лет.
Как известно, все опоры раздельного типа устанавливают на фундаменты. Для железобетонных конструкций типа СС целесообразно использовать трехлучевые стаканные основания, исключающие накопление воды в них, обеспечивающие вентиляцию опор и получение требуемого сопротивления. Для металлических опор изготавливают трехлучевые фундаменты с установкой в оголовок изолированных термоусадочных трубок анкерных болтов. Однако данная изоляция не обеспечивает требуемого сопротивления между арматурой фундамента и болтами.
В заключение следует отметить, что специалисты АО «ВНИИЖТ» предложили новую технологию образования изоляции на фундаментах — напыление покрытия толщиной 4 мм из полимерного материала. После этого величина сопротивления фундаментов возросла до мегаомов. Считаем, что подобный метод целесообразно внедрить на всех заводах железобетонных конструкций, выпускающих фундаменты. Это приведет к значительному улучшению качества и долговечности опорных конструкций. Дополнительно необходимо изучить ситуацию с надежностью анкеров одноименных опор.
Источник
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1-1. Настоящие Указания определяют порядок текущего содержания железобетонных фундаментов и опор контактной сети на электрифицированных участках железных дорог постоянного и переменного тока в части оценки условий работы опор и фундаментов, их состояния и мер по защите от коррозии.
1-2. Конструкции фундаментов и опор в процессе эксплуатации воспринимают постоянные и переменные нагрузки, а также подвергаются воздействиям окружающей среды, которые могут вызывать появление различного вида повреждений, в том числе коррозионных. Классификация процессов коррозии приведена в табл. 1.
Классификация процессов коррозии бетона и арматуры
Арматура
Кислород, повышенная влажность воздуха, агрессивные газы
Электрохимическое окисление и образование гидроокисей с увеличением объема
Кислород, агрессивные почвы
Стекание постоянного электрического тока с арматуры в бетон, электролиз
Растворяющая способность воды
Растворение гидрата окиси кальция и гидролиз гидросиликатов и других минералов цементного камня
Растворение, усиленное химическими реакциями
Наличие ионов водорода
Растворение минералов цементного камня, усиленное действием кислот
То же, сопровождающееся обменными реакциями с солями, в первую очередь с солями магния
Образование в структуре бетона новых веществ с увеличением объема
Образование гидросульфоалюмината кальция со значительным увеличением объема
Наличие сульфатов при одновременном содержании хлоридов
Образование двуводного гипса с тем же эффектом
Высокое содержание солей при наличии испаряющей поверхности
Накопление в порах бетона солей, способных переходить в другие кристаллогидратные формы с изменением объема
Наличие в атмосфере кислых газов
Растворение минералов цементного камня и усиленное действие кислот, сопровождающиеся обменными реакциями с солями
1-3. Арматура фундаментов и опор в агрессивных почвах и атмосфере может подвергаться почвенной и атмосферной коррозии, а на участках дорог постоянного тока электрической коррозии под действием токов утечки с рельсов через цепи заземления опор.
1-4. В бетоне опор наряду с коррозионными повреждениями под воздействием температуры и влаги окружающей среды, а также эксплуатационных нагрузок могут появляться продольные и поперечные трещины.
II . СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФУНДАМЕНТОВ И ОПОР
II-1. Состояние фундаментов и опор оценивают на основе анализа: результатов визуальных осмотров надземной и подземной частей конструкций; данных об агрессивности атмосферы и почвы и о величинах токов отекания c арматурного каркаса опор и фундаментов.
Осмотр надземной и подземной частей опор и фундаментов
II-2. Осмотр надземной части опоры проводится по всей ее высоте с выявлением повреждений, определением их размеров и оценкой их влияния на долговечность, несущую способность и деформативность конструкций.
II-3. Величина раскрытия трещин может быть определена при помощи микроскопа МПБ-2 или лупы Польди, а длина трещин рулеткой или линейкой.
Для оценки характера развития трещин во времени поперек каждой трещины устанавливают гипсовую марку длиной 50 мм , шириной 20 мм и высотой 10 мм , а концы трещин отмечают краской или насечкой на бетоне.
II-4. Прочность бетона определяют эталонным молотком (рис. 1) по методу, основанному на сравнении диаметров лунок на бетоне конструкции и эталонном образце из стали.
Рис. 1. Эталонный молоток:
1 головка; 2 стакан; 3 корпус; 4 пружина; 5 эталонный стержень; 6 шарик
Для шарика в молотке диаметром 10-20 мм и эталонного стержня диаметром 10 мм , изготовленного из стали марки Ст3, тарировочная кривая приведена на рис. 2. Прочность бетона принимается средней по результатам 10 ударов.
Рис. 2. Тарировочная кривая для определения эталонным молотком прочности бетона:
d б диаметр лунки на бетоне, мм; d э диаметр лунки на эталонном стержне, мм ; R б прочность бетона
II-5. Толщину поврежденного слоя бетона определяют штангенциркулем, как показано на рис. 3. Для этого измеряют расстояние между наиболее выступающими кромками крупного заполнителя и неповрежденным бетоном.
Рис. 3. Определение толщины поврежденного слоя бетона:
1 хвостовая часть штангенциркуля; 2 металлическая линейка; 3 граница неповрежденного и поврежденного коррозией бетона
II-6. Относительную величину выкола бетона стенок центрифугированных опор определяют делением ширины выкола на периметр опоры, измеренный рулеткой в сечении с выколом, а в двутавровых опорах — делением ширины выкола в c к на ширину полки в п (рис. 4).
Рис. 4. Определение относительной величины выкола полок двутавровых опор
II-7. Осмотр подземной части железобетонных опор и фундаментов производят в процессе их откопки. Фундаменты и опоры откапывают на глубину до уровня грунтовых вод или до 2 /3 глубины заложения поочередно (в два этапа) с боковых сторон, как показано на рис. 5, с уплотнением грунта при обратной засыпке. Откопанные конструкции осматривают; состояние бетона оценивают простукиванием молотком.
Рис. 5. Зоны откопки подземной части:
а — призматических фундаментов; б — двутавровых опор; в — центрифугированных опор
II-8. На участках постоянного тока откопке подлежат опоры и фундаменты, находящиеся в анодных и знакопеременных зонах, на которых не были своевременно выполнены мероприятия по снижению токов утечки до допустимых величин. В первую очередь откапывают опоры и фундаменты с трещинами, продолжающимися в подземной части конструкции, а также все опоры, имеющие малое сопротивление цепи рельс консоль и расположенные в анодных зонах с наибольшим потенциалом. Первую откопку производят через три года после ввода участка в эксплуатацию. В случае обнаружения большого числа поврежденных конструкций ведут сплошную откопку.
Опоры, находящиеся в катодных зонах, опоры без заземления на рельс, а также опоры, находящиеся на участках переменного тока, откапывают выборочно для выяснения почвенной коррозии бетона и арматуры только в местах с агрессивны ми грунтами после 10 лет эксплуатации.
При откопке необходима установка временных оттяжек.
Определение агрессивного воздействия атмосферы, воды-среды и грунтов на бетон
II-9. Сведения о химическом составе атмосферы, воды-среды и грунтов указывают в проектах. Однако со временем окружающая среда может изменяться. Поэтому при видимых изменениях среды и в первую очередь при обнаружении коррозионных процессов в бетоне необходимо проводить дополнительную оценку агрессивности путем отбора проб воздуха, воды или грунтов с последующим химическим анализом их в специальных лабораториях.
Степень агрессивного воздействия атмосферы
Средняя относительная влажность воздуха в самый жаркий месяц (в 13, ч), %
Степень агрессивного воздействия по отношению к бетону при содержании газов, мг/л
Примечания. 1. Средняя относительная влажность воздуха определяется по табл. 3 СНиП II-A.6-62.
2. При содержании во влажной среде SO2 более 0,5 мг / л предусматривается специальная защита конструкций.
II-10. Для оценки агрессивного воздействия газовой c реды должно быть определено содержание сернистого ангидрида SO2 и сероводорода H2S. Для этой цели применяют газоанализатор УГ-2.
II-11. Степень агрессивного воздействия газов, зависящую от влажности среды и температуры, определяют сопоставлением данных о химическом составе воздуха с нормами, приведенными в табл. 2.
II-12. Для оценки степени агрессивного воздействия воды-среды на бетон должны быть определены:
временная жесткость (бикарбонатная щелочность);
степень кислотности водородный показатель рН;
общее содержание солей (сухой остаток);
содержание свободной углекислоты прямым методом или содержание свободной углекислоты и иона кальция;
содержание ионов хлора — С l — ;
содержание иона сульфата — SO4 — ;
содержание иона магния – Mg ++ ;
окисляемость в расчете на кислород O 2 .
II-13. Пробы воды для химического анализа должны быть отобраны непосредственно из котлована у фундамента или опоры контактной сети. Чтобы пробы воды правильно отражали химический состав, их следует отбирать в период наиболее высокого уровня грунтовых вод по методике, изложенной в приложении 1, п. 10.
II-14. Степень агрессивного воздействия воды-среды на бетон устанавливают сопоставлением данных химического анализа воды с нормативными данными о содержании агрессивных компонентов по методике, приведенной в приложении 1, с учетом плотности бетона конструкции и степени фильтрации грунтов.
II-15. Бетон в монолитных фундаментах следует принимать нормальной, в фундаментах заводского изготовления и двутавровых опорах — повышенной, а в центрифугированных опорах — особой плотности.
II-16. Грунты с коэффициентом фильтрации менее 0,1 м / сутки (глины, суглинки) относятся к слабофильтрующим, а с коэффициентом фильтрации более 0,1 м / сутки (супеси, пески, гравий) к средне- и сильнофильтрующим.
II-17. Степень агрессивного воздействия грунтов, содержащих растворимые соли, зависит от их влажности. В сухом состоянии грунты не агрессивны по отношению к бетону. В увлажненном состоянии грунты, содержащие более 0,5% растворимых солей, агрессивны по отношению к бетону. Оценка степени агрессивности грунтов по отношению к бетону дается на основании химического анализа проб грунтов. Методика отбора проб грунтов и приготовления водной вытяжки приведена в приложении 1, пп. 11-12.
II-18. Оценка степени коррозионной активности грунтов по отношению к стальной арматуре проводится по (методике, изложенной в приложении 2, лишь в том случае, когда имеется непосредственный контакт стальных элементов с грунтом или толщина защитного слоя бетона менее 10 мм .
Оценка опасности электрокоррозии арматуры
II-19. Оценка опасности электрокоррозии арматуры производится только для участков постоянного тока. На участках переменного тока оценка степени опасности электрокоррозии арматуры опор не производится, так как выполнение требований к заземляющим устройствам, обеспечивающим нормальную работу СЦБ (сопротивление цепи рельс консоль должно быть не менее 100 ом ), исключает опасную утечку тягового тока через опору.
II-20. Электрокоррозия арматуры опасна, когда плотность тока, стекающего с арматуры в бетон, превышает 0,6 ма / дм 2 .
У металлических опор электрокоррозии подвергается арматура подземной части фундаментов в анодной и знакопеременной зонах потенциалов рельсов.
Электрокоррозия арматуры железобетонных опор возможна как в подземной части опоры в анодной и знакопеременной зонах потенциалов рельсов, так и в надземной части, расположенной под хомутами или вокруг закладных деталей армировки опор, в катодной и знакопеременной зонах потенциалов рельсов.
II-21. Степень опасности электрокоррозии арматуры следует определять путем косвенной оценки токов утечки по измеренному сопротивлению цепи рельс-консоль и среднему потенциалу рельс-земля. Ток утечки или сопротивление цели рельс консоль (табл. 3) должны соответствовать значениям Инструкции по защите железобетонных конструкций от коррозии СН 65-67.
Нормы тока утечки с рельсов через арматуру опор и сопротивлений цепи рельс консоль
Опоры контактной сети
Зона потенциалов рельс — земля
Сопротивление цепи рельс-консоль, не менее, ом
Допустимый ток утечки не более, ма
Металлические и железобетонные
Анодная и знакопеременная
25 на 1 в среднего значения положительных потенциалов рельс-земля
400 на 1 в среднего значения отрицательных потенциалов рельс-земля
Металлические и железобетонные
100 (по требованиям СЦБ)
Если ток утечки выше безопасного или сопротивление цепи рельс-консоль ниже установленной нормы, должны быть проведены защитные мероприятия. Измерять сопротивление опор контактной сети и снимать потенциальную диаграмму следует не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации участка.
II-22. Потенциалы рельс-земля измеряют через 10-12 опор (расстояние между пунктами измерения можно принимать равным 1 км ) высокоомным вольтметром (сопротивление не менее 2000 ом на 1 в шкалы) со смещенным нулем или интеграторами напряжения с входным сопротивлением не менее 10000 ом . Положительный зажим прибора соединяют с рельсами, отрицательный — со специальным заземлителем, который представляет собой стальной стержень диаметром 10-16 мм и длиной 0,6-0,8 м , забитый в грунт в створе опор. На высоких насыпях допускается выносить заземлитель к основанию насыпи. Контакт с рельсами осуществляется установкой рельсового зажима на подошву или присоединением проводника непосредственно к стыковому соединителю. Измерять разность потенциалов рельс-земля на многопутных перегонах и станциях следует на тех рельсовых путях, на которые заземлены опоры.
Показания вольтметра записывают через каждые 10 сек , продолжительность периода измерения должна быть не менее 30 мин .
За период измерения на участках с интенсивным движением поездов (больше 100 пар поездов в сутки) должно пройти не менее двух поездов в каждом направлении, на участках с неинтенсивным движением (меньше 100 пар поездов в сутки) не менее одного поезда в каждом направлении.
Для нахождения средних за период измерения положительных и отрицательных значений потенциалов нужно отдельно сумму положительных и отрицательных значений разделить на общее число записей, включая положительные, отрицательные и нулевые показания прибора.
По полученным средним положительным и отрицательным значениям потенциалов строят потенциальную диаграмму.
II-23. При оценке степени опасности электрокоррозии арматуры необходимо учитывать изменения потенциалов рельсов за весь период эксплуатации, вызванные сменой полярности контактной сети, введением в строй новых тяговых подстанций, применением рекуперации энергии электроподвижным составом.
II-24. Сопротивление цепи рель-консоль измеряют прибором МС-07 (МС-08) по двухэлектродной схеме (рис. 6)
Рис. 6. Схемы включения прибора для измерения сопротивления рельс-консоль при R ом ( а ) и R >1000 ом ( б )
При измерении сопротивлений более 1000 ом на вход прибора подключают резистор сопротивлением 1000 ом (рис. 6, б ) , а измеренные сопротивления пересчитывают по кривой, приведенной на рис. 7.
р ис. 7. Кривая пересчета показаний прибора при R доп = 1000 ом:
R п — показание прибора; R — фактическое сопротивление рельс-консоль
Сопротивление рельс-консоль можно измерить и двумя приборами — методом вольтметра-амперметра (рис. 8).
Рис. 8. Схема измерения сопротивления цепи заземления опор выше 1000 ом
Для этого один прибор включают как вольтметр (сопротивление не менее 2000 ом на 1 в шкалы) и измеряют им разность потенциалов рельс-земля; другой прибор включают как амперметр (с малым входным сопро тивлением) в рассечку цепи заземления рельс консоль. Показания с обоих приборов снимают синхронно.
Деля мгновенное значение разности потенциалов рельс земля на соответствующий ток утечки через опору, определяют сопротивление цепи рельс консоль.
Измерения производят при разности потенциалов рельс-земля в несколько вольт. Во время измерений заземляющий проводник не должен касаться земли.
II-25. При оценке сопротивлений рельс-консоль железобетонных опор следует учитывать, что их значения зависят от степени влажности бетона в надземной части. Если измерения проводят в устойчивую сухую и жаркую погоду, то для получения среднегодовых значений сопротивлений рельс консоль в измеренные величины рекомендуется вносить поправки: R опоры = AR изм .
Коэффициент А зависит от числа дней с осадками. Его значения следующие:
Азербайджанская, Закавказская, Октябрьская, Прибалтийская,
Северо-Кавказская и Приднепровская дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . А = 0,2
Все остальные дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А = 0,3
II-26. При включении измерительных приборов необходимо принимать следующие меры личной безопасности на случай- пробоя или перекрытия изоляторов контактной сети во время измерений:
а) до отсоединения заземляющего проводника от рельса дополнительно заземляют опору на рельсы через исправный искровой промежуток при помощи переносного заземления (сечение по меди не менее 50 мм 2 ). Для присоединения последнего к рельсу применяют специальный рельсовый башмак, а к основному заземляющему проводнику опоры соединительную клемму;
б) после установки дополнительного заземления отсоединяют основной заземляющий провод от рельса и производят нужные измерения. Окончив работу, восстанавливают основное заземление и снимают временное;
в) для обеспечения безопасности производства работ на рельсовых путях все работы, связанные со снятием заземления и измерением сопротивления заземления опор, токов утечки и потенциалов рельсов, должна выполнять бригада в составе не менее 2 чел. Проводить измерения сопротивлений и потенциалов во время дождя, грозы, мокрого снега и тумана, а также в темное время суток воспрещается.
III . КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ИХ ОПАСНОСТИ
III-1. Перечень наиболее часто встречающихся повреждений опорных конструкций, их вид и причины возникновения приведены в «Классификации дефектов консольных железобетонных опор и фундаментов металлических опор контактной сети» (М., «Транспорт», 1969, 12 с).
III-2. По степени опасности повреждения фундаментов и опор подразделяются на три категории:
I — повреждения, наличие которых не оказывает существенного влияния на прочность и деформативность опор, но снижает долговечность (конструкций;
II — повреждения, при которых деформации опор предельно допустимы по условиям эксплуатации;
III — повреждения таких размеров, при дальнейшем увеличении которых прочность конструкций может оказаться меньше требуемой.
Наиболее опасны повреждения III категории.
III-3. В железобетонных опорах к III категории опасности относятся повреждения, максимальные размеры которых превышают указанные в табл. 4 и 5.
III-4. При наличии, в опорах нескольких повреждений одного или разных видов, расположенных друг от друга более чем на 0,5 м по высоте опоры, степень опасности следует оценивать по наиболее опасному из них.
При расположении нескольких повреждений друг от друга менее чем 0,5 м конструкции подлежат замене.
III-5. В железобетонных опорах с ненапряженной арматурой ко II категории опасности относятся повреждения, размеры которых меньше указанных в табл. 4 и 5, или поперечные трещины раскрытием от 0,2 до 0,5 мм .
III-6. В железобетонных опорах с напряженной арматурой ко II категории опасности относятся дефекты и повреждения, размеры которых меньше указанных в табл. 4 и 5, или поперечные трещины, раскрытием от 0,05 до 0,1 мм .
III-7. К I категории опасности в железобетонных опорах относятся: нарушение гидроизоляции опор, эксплуатируемых в агрессивных средах (дефекты 2Ц и 2Д); сетка мелких трещин (дефекты 9Ц и 10Д), а также все остальные дефекты при любых минимальных их размерах.
III-8. В фундаментах металлических опор к I категории опасности относятся: повреждения гидроизоляции, коррозии бетона на толщину до 10 мм , сколы углов и продольные трещины, уменьшающиеся книзу и заканчивающиеся на расстоянии 0,5 м от обреза фундамента.
Поперечные и продольные, расширяющиеся книзу, трещины в конструкциях на длине до 2 /3 от глубины заложения относятся к Ш категории.
III-9. Конструкции с повреждениями I и II категорий опасности подлежат ремонту и защите от воздействия агрессивных факторов, с дефектами, и повреждениями III категории — замене, за исключением фундаментов опор гибких поперечин, которые целесообразнее ремонтировать. После перевода контактной подвески на вновь установленные опоры поврежденные опоры следует демонтировать.
III-10. В опорах типа CK, установленных в стаканные фундаменты, трещины в месте выхода опоры из стакана относятся к III категории опасности. Такие опоры подлежат немедленной замене.
Предельно допустимые размеры повреждений центрифугированных опор
Место расположения по высоте опоры
в струнобетонных опорах
в опорах с ненапряженной арматурой
Сквозные отверстия в стенке или откол бетона с обнажением арматуры
Выше 4,5 м от условного обреза фундамента
Ширина выкола в процентах от длины окружности
На расстоянии до 4,5 м от условного обреза фундамента
Ниже условного обреза фундамента
В надземной части
Толщина скорродированного равномерно по окружности слоя, мм
В подземной части
Коррозия обнаженной продольной арматуры
В надземной части
Количество поврежденных стержней 1 при уменьшении их сечения на 30% или количество полностью скорродированных пучков напряженной арматуры
В подземной части
В подземной части
Ширина раскрытия, мм
В надземной части
Между вершиной опоры и пятой консоли
Количество трещин в одном поперечном сечении
Одна раскрытием до 3 мм
Одна раскрытием до 3 мм
Между пятой консоли и условным обрезом фундамента
Две раскрытием до 0,4 мм, длиной не более 2 м или одна раскрытием до 1,5 мм
Три раскрытием до 0,5 мм, при этом в сжатой зоне не более двух трещин, или две, одна из которых раскрытием не более 1,5 мм, а другая 0,5 мм
В подземной части
1 При уменьшении сечения стержней вследствие коррозии менее чем на 30% соответственно увеличивается допустимое количество поврежденных стержней.
Таблица 5
Предельно допустимые размеры повреждений двутавровых опор
Место расположения по высоте опоры
в струнобетонных опорах
в опорах с ненапряженной арматурой
Сколы бетона поясов и стенки
В надземной части
Ширина скола в процентах от ширины пояса
В подземной части
В надземной части
Толщина скорродированного слоя, мм
В подземной части
Коррозия обнаженной арматуры поясов
Выше 5,5 м от условного обреза фундамента
Количество поврежденных стержней 1 при уменьшении их сечения на 30°/о или количество полностью скорродированных струн
На расстоянии до 5,5 м от условного обреза фундамента
Ниже условного обреза фундамента
В надземной части
Ширина раскрытия, мм
В подземной части
Продольные трещины в поясах
В надземной части растянутого пояса
Одна раскрытием 0,1 мм
Две раскрытием 1,5 мм
В надземной части сжатого пояса
Одна раскрытием 0,1 мм
Одна раскрытием 2,5 мм
В подземной части
Трещины в ригелях и в зоне сопряжения стенки с поясами
В надземной части
Количество ригелей с трещинами
Восемь, но не более четырех подряд
Восемь, но не более четырех подряд
В подземной части
Наклонные трещины в стенке
В подземной части
1 При уменьшении сечения стержней вследствие коррозии менее чем на 30% соответственно увеличивается допустимое количество поврежденных стержней.
IV . ЗАЩИТА ОТ АТМОСФЕРНОЙ, ПОЧВЕННОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КОРРОЗИИ И РЕМОНТ ФУНДАМЕНТОВ И ОПОР
Защита от атмосферной коррозии и ремонт надземной части железобетонных опор
IV-1. Наиболее эффективный способ защиты опор от атмосферной коррозии это нанесение защитных покрытий на бетон.
IV-2. Вид защитных покрытий следует выбирать по результатам оценки степени агрессивности атмосферы. Покрытия в агрессивных и приморских зонах наносят на все опоры, а в обычной атмосфере только на опоры с повреждениями I и II категорий опасности или с защитным слоем бетона толщиной менее 10 мм .
IV-3. Покрытия должны быть водостойкими, водо- и паронепроницаемыми, обладать высокой адгезией к бетону, достаточной прочностью, трещиностойкостью, долговечностью и морозостойкостью.
Рекомендуемые составы защитных покрытий с указанием областей применения их приведены в табл. 6, а перечень исходных материалов в приложении 3.
Защитное покрытие состоит из грунтовочного слоя, обеспечивающего адгезию к поверхности бетона, и покровных слоев, предохраняющих конструкцию от агрессивного воздействия внешней среды.
Рекомендуемые защитные покрытия опор в зависимости от агрессивности атмосферы
Предполагаемый срок службы в годах
Полимерцементное на основе поливинилацетатной эмульсии или латекса
Кремнийорганическая краска ВН-30
Покрытие на основе латекса СКС-65ГП и краски КЧ-112
Эпоксидные смолы ЭД-5, ЭД-6 и др.
Кремнийорганическая краска 1ВН-Э0
Покрытие на основе латекса СКС-65ГП и краски КЧ-112
Эпоксидированный каучук ПДИ-3А
IV-4. Для заделки повреждений рекомендуются полимерцементные составы, характеристика и технология нанесения которых приведены в приложении 4.
В зависимости от характера и размеров повреждений опор могут быть применены раствор, тесто или краска.
IV-5. C поверхности, на которую будет нанесено покрытие, следует очистить поврежденный слой до плотного бетона, удалить грязь, пыль, масло. Поверхность должна быть прочной (без выкрашивания, отслоений) и не иметь острых выступов.
IV-6. Полимерцементные растворы, тесто и краски следует наносить на поверхность бетона, промытую чистой водой или водой с небольшой добавкой поливинилацетатной эмульсии или латекса (5-10%). Промывка производится 1-2 раза. Поверхность при этом должна быть влажной, но на ней не должно содержаться капель воды.
IV-7. Для придания декоративного внешнего вида в состав полимерцементного раствора, теста и краски может быть введен белый декоративный цемент до 50% от обычного цемента, известь, меловая побелка, железный сурик и др.
IV-8. При заделке дефектов в агрессивной атмосфере (промышленные районы, сильные ветры и морокой климат) прочное покрытие можно получить, применяя эпоксидные составы в сочетании с полимерцементом. Покрытие эпоксидными составами эффективно при всех видах ремонтных работ. Оно значительно улучшает прочность сцепления старого бетона со свежим раствором или бетоном.
В зависимости от объема работ эпоксидный состав может быть применен с добавкой мелкого и крупного наполнителей в количестве от двух до пяти весовых частей (на одну часть эпоксидного состава). В случае необходимости в смолу или шпаклевку добавляют растворитель.
Защита от почвенной коррозии и ремонт фундаментов и подземных частей опор
IV-9. При наличии агрессивных почвенных вод во время установки фундаментов и опор взамен поврежденных необходимо проводить специальные мероприятия по защите их от коррозии.
IV-10. Для приготовления бетонной смеси при ремонте подземной части опор или изготовлении монолитных фундаментов цементы следует выбирать в зависимости от плотности бетона и предельного’ содержания сульфатов в воде-среде в соответствии с требованиями табл. 10 приложения 1.
IV-11. Для защиты подземной части опор и фундаментов в условиях действия агрессивных почвенных и поверхностных вод рекомендуются покрытия на основе полимерных материалов, составы которых приведены в табл. 7, а технология их приготовления и нанесения в приложении 5. Перечень ТУ и ГОСТов на рекомендуемые материалы дан в приложении 3.
Рекомендуемые составы покрытий для защиты подземной части опор и фундаментов
Состав покрытия в весовых частях
Эпоксидная смола ЭД-5 или ЭД-6, или Э-40
Трехслойное, во второй слой вводится 100 весовых частей портландцемента
Полиуретановый лак УР-19
Трехслойное, во второй слой вводится 100 весовых частей портландцемента
Катализатор ТЭАД (70%-ный раствор триэтаноламина в диэтиленгликоле)
Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 (масло)
Двухслойное, подслой из 10%-ного раствора ГКЖ-94 в толуоле
IV-12. На фундаментах, эксплуатируемых в агрессивных средах, местные повреждения защитного покрытия восстанавливают окраской поверхности одним из составов, приведенных в табл. 7. При этом предварительно счищают поврежденный слой бетона.
IV-13. Для ограничения доступа агрессивной воды к бетону фундамента при его замене вокруг устанавливаемого фундамента рекомендуется устраивать глиняную забивку толщиной не менее 100 мм .
IV-14. Ремонт фундаментов опор гибких поперечин производится устройством монолитных железобетонных обойм (рис. 9) из бетона марки не ниже М200.
Рис. 9. Усиление ступенчатых фундаментов железобетонной обоймой:
1 , 2 сетка из стержней диаметром 6-10 мм с шагом 100-150 мм
При сильно растрескавшемся, корродированном или малопрочном бетоне фундамента в обойму со стороны поля устанавливают наполнительные арматурные стержни периодического профиля, закрепляемые в уступах бетонного массива (рис. 10). Суммарная площадь их должна быть равна половине суммарной площади сечения анкерных болтов в растянутой зоне фундамента.
Рис. 10. Установка дополнительной арматуры в растянутой зоне обоймы:
1 шурф, заполняемый цементным раствором после установки арматуры; 2 арматура
Анкерные болты, потерявшие сцепление с бетоном или скорродированные более чем на 35% по сечению, заменяют.
IV -15. Сколотые углы фундаментов восстанавливают полимерцементным бетоном. Методика его приготовления изложена в приложении 4.
Защита железобетонных опор и фундаментов от электрокоррозии
IV-16. Защита железобетонных конструкций от электрокоррозии заключается в предупреждении опасной утечки тока с рельсов через арматуру опор и бетон в землю.
Это может быть достигнуто:
установкой искрового промежутка в цепь индивидуального или группового заземления опор;
установкой изолирующих элементов (втулки, шайбы и т.д.), обеспечивающих электрическую изоляцию металлических деталей, поддерживающих и фиксирующих устройств контактной сети, заземляемых на рельс, от бетона и арматуры железобетонных опор, а также металлических опор от бетона и анкерных болтов фундаментов;
врезкой дополнительных изоляторов в тросы гибких поперечин и заземлением отрезков тросов между этими и существовавшими изоляторами на рельсы с изоляцией заземляющего спуска от опоры.
IV-17. Искровые промежутки устанавливают:
на участках постоянного тока и станциях стыкования на железобетонных и металлических опорах при сопротивлении рельс-консоль ниже ноpмы (см. табл. 3);
на участках переменного тока на железобетонных и металлических опорах, если сопротивление рельс-консоль менее 100 ом .
IV-18. На металлических и железобетонных опорах, на которых установка искровых промежутков не допускается по требованиям техники безопасности, рекомендуется устанавливать дополнительные изолирующие элементы. Эти элементы должны повышать сопротивление цепи рельс-консоль на участках постоянного тока и станциях стыкования до величин, необходимых для того, чтобы токи утечки не превышали норм, приведенных в табл. 3.
Опоры, на которых предусматривается глухое заземление на рельс, должны быть отмечены на планах контактной сети.
IV-19. Искровые промежутки устанавливают в соответствии с чертежами. Перед установкой на опору каждый искровой промежуток необходимо проверить на отсутствие короткого замыкания в нем и соответствие уровня пробивного напряжения заданному. Проверку производят мегомметром типа МС-06 на 2000 в и 1000 Мом следующим образом. К выводам искрового промежутка подключают параллельно мегомметр, высокоомный вольтметр и конденсатор емкостью 0,1 мкф на рабочее напряжение 2000 в (рис. 11, а ).
Рис. 11. Схемы проверки искрового промежутка перед установкой в цепь заземления ( а ) и в условиях эксплуатации ( б )
Увеличивая постепенно скорость вращения ручки мегомметра, наблюдают за стрелкой вольтметра. При исправном искровом промежутке стрелка вольтметра отклоняется в сторону увеличения напряжения до момента пробоя промежутка, после чего возвращается в исходное положение.
При нескольких подобных испытаниях показания прибора не должны быть ниже 800 или выше 1200 в . Если искровой промежуток закорочен, то стрелка вольтметра не отклоняется. В этом случае, а также если пробой искрового промежутка наступает при напряжении ниже 800 или 1200 в , требуется заменить съемный элемент искрового промежутка.
I V-20. В условиях эксплуатации искровые промежутки проверяют вольтметром или специальным прибором типа ИИП. Вольтметр со шкалой более 20 в подключают к выводам промежутка (рис. 11, б ). Если при прохождении поездов по участку стрелка вольтметра отклоняется, то промежуток исправен.
В случае неисправности искровые промежутки или их элементы заменяют новыми.
Работы по проверке и замене искровых промежутков проводят с соблюдением мер безопасности, изложенных в п. II -28.
IV-21. Групповые заземления опор контактной сети выполняют в соответствии с рабочими чертежами. При групповых заземлениях и на опорах с жесткими поперечинами допустимые токи утечки следует принимать по табл. 3 для одной опоры.
IV-22. Оттяжки металлических и железобетонных опор на участках постоянного тока должны быть изолированы от анкеров изолирующими прокладками по утвержденным чертежам.
IV-23. Состояние изоляции анкеров от оттяжек проверяют одновременно с проверкой искровых промежутков вольтметром по шкале 20-100 в (рис. 12). Если стрелка вольтметра отклоняется при наличии поездов на перегоне, то изоляция исправна.
Рис. 12. Схема проверки изоляции анкеров от оттяжек опор контактной сети:
1 — вольтметр; 2 — оттяжка; 3 — изолирующий элемент
На период измерения искровой промежуток в цепи заземления опоры должен быть закорочен.
IV-24. При замене фундаментов металлических опор (необходимо предусматривать изоляцию опор от анкерных болтов и бетона фундамента. Пример такой изоляции приведен на рис. 13.
Рис. 13. Изоляция металлических опор от анкерных болтов фундаментов:
1 металлическая шайба; 2 изолирующая втулка; 3 регулировочная шайба
IV-25. Для повышения сопротивления цепи рельс консоль железобетонных опор следует устанавливать изолирующие шайбы, втулки-прокладки, изолировать с помощью прокладок хомуты, проложить изолированно спуск заземления.
IV -26. На металлических опорах с гибкими поперечинами, на которых не допускается установка искровых промежутков, рекомендуется дополнительно врезать изоляторы в тросы и спуск заземления прокладывать изолированно от тела опоры (рис. 14).
Рис. 14. Схемы заземления неизолированной ( а ) и изолированной ( б ) гибких поперечин при дополнительной врезке изоляторов в тросы:
1 изолирующие прокладки; 2 рельс
IV -27. Проверку изоляции арматуры искусственных сооружений от деталей крепления контактной сети, перил и других конструкций, заземленных на рельсы, производят вольтметром, включаемым между арматурой сооружения и рельсом на шакале 20 или 100 в.
Бели при прохождении электроподвижного состава по участку стрелка вольтметра отклоняется, то сообщение арматуры сооружения с заземленными конструкциями отсутствует.
V . ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
V-1. Ответственность за правильную и четкую организацию эксплуатации опор контактной сети и их фундаментов лежит на начальниках участков энергоснабжения, их заместителях и начальниках дистанций контактной сети, которые обязаны обеспечивать:
организацию своевременного текущего содержания, проведение ремонтов и замену поврежденных конструкций;
осуществление мероприятий по борьбе с коррозией арматуры и бетона.
Приемка опор и фундаментов в эксплуатацию
V-2. Приемка установленных опор и фундаментов в эксплуатацию производится представителем участка энергоснабжения в соответствии с действующими общесоюзными ведомственными строительными нормами.
При приемке обращают внимание на выполнение в полном объеме мероприятий по защите от коррозии, предусмотренных проектом. При этом эксплуатирующей организации передаются акты на скрытые работы и паспорта опор и металлоконструкций. При отсутствии паспорта или маркировки опоры принимать не следует.
V-3. На участках железных дорог в условиях сильно агрессивной среды представитель эксплуатирующей организации должен присутствовать при установке опор и фундаментов и участвовать в составлении актов на скрытые работы.
V-4. При приемке опор в эксплуатацию на дорогах постоянного тока следует контролировать электроизоляционные свойства конструкций.
Первичный осмотр опор для проверки наличия изолирующих элементов (втулок, прокладок и т. д.) необходимо проводить на базе перед вывозкой опор на перегон для установки. Сопротивления следует измерять после установки на опоры всех необходимых металлоконструкций.
Окончательно уровень изоляции проверяют при приемке контактной сети в эксплуатацию.
V-5. Запрещается принимать в эксплуатацию опоры без изолирующих втулок и прокладок в узлах крепления консолей и фиксаторов и между опорой и фундаментом. Нельзя допускать при установленных изолирующих элементах, электрического контакта металлических деталей контактной сети (закладные болты, заземляющий спуск и др.) с арматурой, анкерными болтами или бетоном опор.
V-6. Уровень электроизоляции (сопротивление цепи заземления) элементов опор контактной сети дорог постоянного тока должен быть не ниже норм, предусмотренных Инструкцией СН 65-67 и приведенных ниже:
Железобетонные и металлические опоры контактной сети
Детали крепления контактной сети к искусственным сооружениям
Железобетонные опоры, на которых по условиям техники безопасности должно быть глухое заземление на рельсы, или железобетонные опоры, расположенные на искусственных сооружениях
На дорогах переменного тока при сопротивлении цени рельс консоль для металлических и железобетонных опор ниже 100 ом в заземляющем проводе должен быть установлен искровой промежуток.
Содержание опорных конструкций
V-7. Эксплуатационное обслуживание опор и их фундаментов включает следующие основные виды работ:
V-8. Работы текущего содержания, в которые входят регулярные наблюдения за состоянием опор и фундаментов путем проведения периодических осмотров и замеров, и работы по текущему ремонту проводятся в сроки, установленные Правилами содержания контактной сети.
V-9. Выявленные в процессе осмотров неисправности и повреждения, которые могут привести к нарушению нормальной работы этих устройств, устраняют непосредственно после осмотра. Остальные работы включают в план проведения текущего или капитального ремонтов.
V-10. Капитальный ремонт опор контактной сети и их фундаментов предусматривает полное восстановление их первоначальных технических свойств.
К работам, выполняемым при капитальном ремонте, относятся:
замена железобетонной опоры или фундамента металлической опоры;
ремонт фундамента опоры;
устройство или восстановление гидроизоляции фундаментной части опор;
покраска металлических опор.
V-11. Перед началом капитального ремонта необходимо:
составить дефектную ведомость;
определить необходимые технические требования к ремонтируемым опорам и фундаментам;
заготовить материалы и оборудование.
По окончании капитального ремонта представитель участка энергоснабжения производит приемку выполненных работ с проверкой соответствия техническим условиям и с составлением акта.
V-12. Объем и сроки работ по капитальному ремонту определяются степенью и размерами повреждений конструкций опор и фундаментов и зависят от продолжительности эксплуатации, типа опор и фундаментов, климатических условий, агрессивности среды и ряда других особенностей электрифицированных участков.
V-13. Основным документом, регламентирующим работы по обслуживанию опорных устройств, являются годовые планы планово-предупредительных ремонтов с разбивкой по месяцам, утверждаемые начальником участка энергоснабжения.
Начальник дистанции контактной сети ежемесячно в соответствии с годовым планом составляет ведомость производства работ на предстоящий месяц с учетом работ капитального ремонта и необходимости устранения выявленных неисправностей и обеспечивает выполнение месячного задания.
V-14. При составлении планов и выполнении ремонтных работ следует руководствоваться технологическими картами на основные виды работ, утвержденными ЦЭ МПС в установленном порядке.
V-15. При значительном объеме ремонтных работ по опорам и фундаментам целесообразно создавать специализированные бригады, оснащенные необходимым оборудованием и средствами передвижения.
V-16. Для учета состояния опор, фундаментов и искровых промежутков начальник дистанции контактной сети должен вести и регулярно корректировать следующую техническую документацию:
книгу металлических и железобетонных опор контактной сети (форма ЭУ-87, утвержденная МПС 5 августа 1970 г.);
журнал состояния искровых промежутков (форма ЭУ-129, утвержденная МПС 5 августа 1970 г.).
При замене опоры или фундамента рекомендуется составлять акт по форме, приведенной в приложении 6.
Приложение 1
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ АГРЕССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОДЫ-СРЕДЫ И ГРУНТОВ НА БЕТОНЫ
1. Степень агрессивного воздействия внешней среды определяют на основании строительных норм и правил (СНиП, глава II-B.9-73).
2. Вода, имеющая жесткость (бикарбонатная щелочность-содержание ионов НСО3) менее значений, указанных ниже, обладает слабой выщелачивающей агрессивностью по отношению к бетону на портландцементе в сильно- и среднефильтрующих грунтах.
Бетон нормальной плотности . . . . . . . . . . . .1,4 мг · экв / л
Бетон повышенной плотности . . . . . . . . . . . 0,7 мг · экв / л
Бетон особоплотный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . неагрессивна
В слабофильтрующих грунтах выщелачивания не происходит.
3. Общекислотная агрессивность нормируется по водородному показателю рН. Вода с рН более 6,5 не агрессивна по отношению к бетону. При рН
Вода считается обладающей данной степенью агрессивности, если показатель рН находится в пределах значений, указанных в соответствующей колонке табл. 8.
Определение степени агрессивного воздействия воды-среды по водородному показателю рН
Источник