Меню

Восточнославянский этнический фундамент вкл



Восточнославянский этнический фундамент вкл

В течении XIV — начала XV вв. многие территории, ранее входившие в состав Киевской Руси, оказались под властью великих князей Литовских. Это Полоцкие, Черниговские, Киевские, Брянские земли, Волынь. В начале XV в. Витовт смог захватить и присоединить к своим владениям и Смоленское княжество. Литва, таким образом, оказалась крупнейшим государством Восточной Европы.

Славянское население составляло большинство подданных этого государства и, так как оно находилось на более высоком уровне культурного развития, чем собственно литовцы, оказывало на них значительное влияние. Язык славянского населения стал официальным языком Великого княжества Литовского, многие литовские князья принимали православие и обрусевали, продолжали действовать правовые нормы, восходящие к Русской правде. Литовские правители первоначально не вмешивались во внутреннюю жизнь присоединенных славянских земель, ограничиваясь лишь требованием выплаты дани и военной службы.

Однако со второй половины XIV в. усиливается польское влияние в Литве. Начало этому процессу положил брак великого князя литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой (1385 г.). К союзу эти два государства подталкивали общие внешнеполитические интересы — борьба с экспансией Тевтонского ордена, который в равной мере угрожал и Литве и Польше. Одним из условий заключения брака Ягайло с Ядвигой являлось введение в Литве в качестве официальной религии католицизма. Сам Ягайло принял крещение по католическому обряду и стал одновременно королем польским (под именем Владислава) и великим князем литовским. Таким образом состоялась первая польско-литовская уния.

Часть литовской знати была недовольна начавшимся проникновением в Литву польских порядков. При ее поддержке власть в Великом княжестве захватил двоюродный брат Ягайло Витовт. В конечном итоге, Литва осталась фактически самостоятельным государством, а положения унии остались на бумаге. Координировались лишь основные направления внешней политики двух государств. Подобная политика привела к решающей победе соединенных сил Польши и Литвы над войсками Тевтонского ордена в знаменитой Грюнвальдской битве (15 июля 1410 г.). Основную роль в разгроме немцев сыграли русские полки, находившиеся в составе литовской армии Витовта.

В 1413 г. была заключена вторая Польско-Литовская уния (Городельская). По условиям соглашения литовские католики получали преимущества перед представителями православной знати при занятии некоторых государственных постов, литовские дворяне (шляхта), принявшие католичество, получали теперь права польской шляхты. Местное управление постепенно перестраивалось на польский манер: вводились местные сеймы и так далее. Ускорилось проникновение польского языка и культуры.

Постепенное расширение привилегий католической шляхты привело к тому, что многие представители православной знати переходили в католицизм и ополячивались, перенимая польский язык и культуру. С течением времени, особенно после принятия церковной Флорентийской унии, давление на православное население Великого княжества Литовского усилилось, что вызывало недовольство многих православных магнатов и славянского населения. Ухудшение положения православных в Литве явственно обозначилось еще во время междоусобной войны, вспыхнувшей после смерти Витовта. Великое княжество Литовское фактически разделилось на две части: собственно в Литве великим князем был провозглашен Сигизмунд Кейстутьевич, а русские земли поддерживали Свидригайло Ольгердовича — он был объявлен великим князем Русским. Однако в результате кровопролитных столкновений победу одержал Сигизмунд, продолживший политику полонизации, все сильнее привязывавшую Литву к Польше. Эта политика продолжалась и при следующих великих князьях: Казимире, Александре и других.

Окончательно же процесс слияния Польши и Литвы завершился при великом князе Сигизмунде-Августе (одновременно он являлся королем Польши). В 1569 г. была заключена Люблинская уния. В ее результате образовалось одно государство — Речь Посполитая. Великое княжество Литовское, правда, продолжало сохранять некоторую автономию, но было уменьшено в размерах.

В XV в. начинают формироваться украинская и белорусская народности. Некоторые различия в языке, материальной культуре среди восточных славян наблюдались и ранее, но в это время на территории Великого княжества Литовского на основе древнерусского литературного языка формируется старобелорусский язык. Затем, на его основе, в результате проникновения в него оборотов живой разговорной речи и отдельных слов из польского языка образуется украинский и белорусский языки. Кроме языка складывается определенная общность экономической жизни, культуры и быта. Однако это заняло не одно столетие, а в XV в. этот процесс лишь начинался.

Источник

ВКЛ. Государство славян и балтов.

Великое Княжество Литовское чаще всего называют Атлантидой. Это государство в котором жили многие народы. Основу составляли беларусы, украинцы, жемайты, и другие народы Прибалтики. В княжестве уживались люди разного вероисповедания без всяких внутренних войн.

Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское охватывало земли всей Беларуси, большей части Украинской, и Литовской земли, юго-западной территории России, некоторые Эстонские, Молдавские, Латышские земли.

Исторически под землями Литвы предполагается территория в границах четырёхугольника Ковно (Каунас), озеро Свирь, Лида и Меречь (Меркине).

Столица княжества Вильно (Вильнюс) . Княжеством правила династия Гедиминовичей. Основатель которой является Гедимин, он же и великий князь Литовский.

Интересно то, что Ягайло, представитель рода Гедиминовичей, стал королём Польским, и тем самым образовал свою династию Ягелонов. Одно время он был как королём Польским, так и королём Литовским, одновременно.

Княжество являлось главным противником Московского Княжества. Объединением литовских княжеств можно считать 1219 год , именно тогда был подписана уния между Галицко-Волынским Княжеством и Литовскими князьями. Объединению поспособствовали внешние агрессоры, которые быстро захватывали маленькие княжества, и насаждали на их территориях свою религию, законы, политику. С запада угрозой был Тевтонский Орден, а с востока Монголо-татарское иго, которое со временем переросло в Золотую Орду. Большое количество событий тех лет не дают нам возможности узнать дату образования ВКЛ. Принято считать, что Великое Княжество Литовское образовалось в 1240 году. В 1385 году Литва заключает унию с Королевством Польским. Тем самым становясь союзниками. А в 1569 году ВКЛ заключает Люблинскую унию с Польшей, тем самым образую федерацию Речь Поспалитая. Княжество просуществовала вплоть до 3-го раздела Речи Посполитой произошедшего в 1795 году.

Государственным языком страны являлся западнорусский язык. Ядром языка считаются народные говоры старославянских языков. Западнорусский язык стал прародителем украинского и беларуского. А с вхождением ВКЛ в состав Речи Посполитой государственным языком становится польский.

Основными религиями являлись православие и язычество (православная территория крещена ещё во время Киевской Руси). В 1385 году, католицизм становится третьей религией. С приходом реформации, становится популярным и протестантизм. В 1596 году заключается Брестская уния. Согласно ей часть православных признаёт власть папы, но придерживалась византийских обрядов. Так возникла греко-католическая церковь, или униатво, которое до сих пор пользуется популярностью в некоторых регионах Украины и Беларуси.

Читайте также:  Диаметр лопасти винтового фундамента

В пору развития феодализма в ВКЛ развиваются правовые структуры. Так в 1529 году выходит Первый Статут ВКЛ. Второй Статут выходит в 1566 году, а третий в 1588 году ( Статут – это свод законов, составляющий основу права в ВКЛ).

После образования Речи Посполитой основывается система шляхетской демократии. Именно благодаря этой системе шляхта избирала короля.

Начиная с самого создания Литвы, и до образования Речи Посполитой русско-литовские столкновения случаются регулярно. Последующие конфликты уже рассматривались в ключе русско-польской войны. Но Княжество Московское не единственный враг. Литва ведёт войну с Тевтонцами. В 1410 году происходит Грюндвальская битва в которой войска короля Польского, и короля ВКЛ выступают против войск ордена. В итоге после поражения, Тевтонский Орден приходит в упадок после которого так и не смог оправится. Ещё одним противником княжества была Золотая Орда.

Спасибо, Дорогой читатель, что уделил своё время.

Понравилась статья? Подписывайся, и ставь палец вверх. Дальше будет ещё интереснее =)

Источник

Восточнославянские племена на территории Беларуси

Здравствуйте, уважаемые читатели, сегодня лекция называется: «Восточнославянские племена на территории Беларуси». Я расскажу про славянское объединение племён. Поможет мне мой неизменный учебник «История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)» .

На территорию, освоенную балтами, постепенно начали заселяться славяне. Происходила колонизация славянами белорусских земель. Они очень быстро возводили свои поселения, расчищали земли для выращивания хлеба.

Изначально отношения между славянами и балтами были мирными. Оба эти племени были невелики. места всем хватало.

Заселение белорусских земель славянами продолжалось не одно столетие. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест. Те, кто остался, постепенно сливались со славянами. Этому способствовало то, что славяне, как и балты, были язычниками. Близкими были их образ жизни и язык.

Но славяне были выше балтов. У них были свильные войска, племенные вожди. Балты заимствовали лучшее, что видели у славян. Те, в свою очередь, превосходили балтов в ремесле и земледелии. Произошла славянизация балтов.

Соседство с балтами многое дало и славянам. Случалось, что славяне занимали балтские городища. Кроме того, они стали создавать украшения по образцу балтских, которые им очень нравились. Взаимодействие с балтами придало своеобразие местным славянским объединениям племен. Они сформировались в VIII—IX вв. и сохраняли некоторые отличительные черты даже после создания общего Древнерусского государства. Эти особенности сводились к некоторым (поначалу очень незначительным) отличиям в языке, мифологии, быте славянского населения белорусских земель.

Кривичи были самым крупным восточно-славянским союзом племен. Они жили в верховьях Днепра и Западной Двины. На востоке их селища достигали Волги, а на севере — Чудского озера. Здесь соседями кривичей были ильменские словене, будущие новгородцы.

Кривичи были разделены на три отдельные группы: псковскую, полоцкую и смоленскую.

Население Полоцкого княжества даже в XII в. в летописях называлось кривичами. Кривичи были давними соседями предков латышей. Поэтому до сих пор латыши называют русских именем, похожим на слово «кривичи», — «кревз».

Одной из наиболее важных особенностей кривичей было погребение ими умерших в длинных курганах. В народе их называли «волотовками». Существовало предание, что в них якобы похоронены «волоты» — богатыри высокого роста. На самом деле под курганами-насыпями могло быть погребено один за другим до 20 человек. Видимо, в одном длинном кургане хоронили близких родственников. В те языческие времена восточные славяне сжигали своих умерших.

Весь юг Беларуси со временем занял еще один восточнославянский союз племен — дреговичи. Сначала они поселились в среднем течении Припяти, в болотистой местности. Отсюда и их название (от слова «дрыгва» — болото). Дреговичи превосходно занимались земледелием и ремеслом.

Восточные земли Беларуси в Раннем средневековье заселяли радимичи. На востоке соседями радимичей были вятичи, а на юге — северяне. Все эти восточнославянские союзы племен имели общее происхождение.

Радимичи были подчинены князем Олегом в 885 г. Незадолго до этого он овладел Киевом. Так было положено начало формированию Древнерусского государства.

Олег заставлял радимичей платить дань. Через сто лет радимичи стали самостоятельными.

Согласно летописи, в 984 г. киевский князь Владимир Святославич отправил походом на радимичей своего воевода по прозвищу Волчий Хвост. Тот победил радимичей на реке Пещань. С тех времен появилась поговорка: «Пещанцы волчьего хвоста бегают».

Все восточнославянские племена вошли в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. До этого времени они прошли значительный путь в своем развитии. У некоторых из них уже появились свои княжения.

Источник

IV. Восточнославянские земли и великое княжество литовское в XIII-XVI вв.

Возникновение и развитие Великого кляжсства Литовского (ВКЛ)

«Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») – страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением прибалтийских земель. Под ударами «орденских братьев» пали русские крепости в Прибалтике, рыцари захватили территории племенных союзов ливов, куршей, эстов и др. – предков современных латышей и эстонцев. Ожесточенное сопротивление рыцарям оказывали литовцы.

Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории, их политичсская и экономичсская жизнь, о которой нам сообщают источники начиная со второй половины XII в., дышит глубокой архаикой. Распадаясь на множество разрозненных племен, литовцы уже тогда состояли из двух этнографических групп – аукштайте (верхняя Литва) жемайте (нижняя или «Жмудь» русских источников). Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей меда диких пчел. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные удары по немецким замкам. О многих славных победах литовцев повествуют немецкие хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих условиях начинается экспансия литовцев на юг и юго-восток, начинается литовское «завоевание». Распространялся, собственно, не литовский этнос, а власть литовских князей, причем процесс проникновения в русскую среду этой власти был постепенным, капиллярным. Литовские князья утверждаются на столах в некоторых русских городах. Явление это напоминает появление на Руси несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее после тою, как литовскому князю Миндовгу удается уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Происходит это в 40-50-х годах XIII в. Централизация была относительной, «союз союзов» литовских племен был рыхлым, и «самодержетво» Миндовга (по определению русского летописца) – не более чем цветастый риторический оборот. Однако именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского государства, или как оно чаще называется в исторической литературе: «Великое княжество Литовское в узком смысле этого слова». Территориальный рост продолжался и при преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316-1341 гг.). В состав центра будущего государства входят земли верхней Литвы – аукштайте и «приросшие» к ним земли Черной Руси, – т.е. Понеманья, а также некоторые части Полоцкой и Турово-Пинской земель. Тут необходимо обратить внимание на одно очень интересное явление. Уровень политического развития литовских «завоевателей» был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение в православие, усваивают русский язык, культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории – в Новгородке Литовском. Позже она была перенесена в Вильно, но характер отношений между этносами в формирующемся государстве остался тем же. Дело, начатое первыми великими литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель. В состав Великого княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, Смоленская (уже при Витовте в начале XV в.), Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная – Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая в конце концов оказалась в руках Польши. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Дело в том, что великие князья литовские придерживались принципа «мы старины не рухаем, а новин не вводим», довольствовались сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных: грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией. Процесс складывания данного государства нет оснований идеализировать – при его создании лилась кровь, захватывались земли, но оно создавалось не одним только насилием. Дело в том, что некоторые русские земли были сами заинтересованы в поддержке литовских князей, не без основания видя в них защиту от татар. Внешняя опасность, необходимость вести борьбу на несколько фронтов, была одной из основных причин возникновения Великого княжества Литовского. С другой стороны, такой характер генезиса государства приводил к тому, что русские земли в составе Литовско-Русского государства долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство. В этом смысле именно Великое княжество Литовское наследовало многие черты экономического и политического быта русских земель еще киевского периода нашей исторпн.

Читайте также:  Шерешевский промышленные здания фундаменты

Унии Литвы с Польшей

Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце XIV в. В соседней Польше пресеклась правящая династия. После двенадцатилетнего правления венгерского короля Людовика на престоле оказалась его дочь Ядвига. Польские паны, короновав ее, одновременно поставили вопрос о ее браке с Ягайло Ольгердовичем – великим князем литовским. В 1385 г. брак был заключен. Одновременно была заключена и польско-литовская уния (союз), которая должна была знаменовать объединение двух государств. Однако она так и осталась на бумаге. В Великом княжестве Литовском вокняжился Витовт Кейстутьевич, который сумел добиться самостоятельности Великого княжества в борьбе с Ягайло, с которым у него были и личные счеты – Ягайло был повинен в смерти отца Витовта.

Между тем объединение русских земель и Литвы, как пусть и номинальный, но союз с соседним славянским государством – Польшей, дало в области внешней политики блестящие результаты. Еще в 1362 г. в битве у Синих Вод (Подолье) русско-литовские войска разбили войска трех татарских царевичей, а в 1410 г. грянула знаменитая Грюнвальдская битва. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс. человек – цифра для эпохи средневековья огромная. Польскими войсками командовал Ягайло, а литовско-русские возглавил Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары. Все это воинство нанесло сокрушительное поражение Ордену. Был убит даже магистр – глава Ордена – фон Юнгинген. Хотя развить этот успех соединенные силы не смогли – осада крепости Мальборг (главного форпоста крестоносцев в Прибалтике) окончилась ничем, но Ордену был нанесен страшный удар, от которого он так и не сумел оправиться.

Совместная победа на поле между селениями Грюнвальд и Танненберг привела к заключению в местечке Городло (Восточная Польша) следующей унии – Городельской. Она, впрочем, также оказалась в реальности лишь личной, номинальной – оба государства сохранили свою самостоятельность. Значение Городельской унии 1413 г. состоит в том, что именно с нее начинается весьма неоднозначный процесс – процесс полонизации и католицизации Великого княжества Литовского. По условиям унии католики получили определенные привилегии при доступе к «урядам» – государственным должностям. Польская знать браталась с литовской, передавая ей свои гербы, начинала формироваться чуждая народным массам по своей вере и даже этнической принадлежности элита. Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского.

В условиях начавшейся полонизации, ухудшения положения русских в Великом княжестве Литовском вспыхнула война, которая в литературе получила название «восстание Свидригайло», в ходе движения, возглавленного князем Свидригайло Ольгердовичем, возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: «Литва посадила на великое княжение Сигизмунда Кейстутьевича, а русские земли держались стороны Свндригайло и именно его посадили на «великое княжение Русское». В политическом развитии Великого княжества Литовского период этот был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако «восстание Свидригайло» потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильно утверждается Казимир Ягеллончик, правление которого знаменовало новую эпоху и которое по значению можно сравнить с правлением Ивана III в Великом княжестве Московском. Казимир восстанавливает пошатнувшиеся уже было основы униатской политики, в своем лице династически вновь объединяет два государства. Впрочем, основы политики унии остаются достаточно неустойчивыми и во второй половине XV-начале XVI вв. Униатский процесс продолжился и при преемниках Казимира – великих князьях Александре и Сигизмунде, но завершился лишь в правление Сигизмунда-Августа, когда в 1569 г. в условиях постоянной борьбы Великого княжества Литовского с Российским государством была заключена Люблинская уния (в городе Люблине в Польше), имевшая важнейшее значение в истории Восточной и Центральной Европы. На европейских картах появилось новое государство – Речь Посполитая. Правда, Великое княжество и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную самостоятельность, но территория ее теперь ограничивалась собственно Литвой и землями Белоруссии, а все южные земли (Украина) отошли непосредственно в состав Короны, т.е. Польши.

Читайте также:  Когда ставится фундамент плита

От общины к крупному землевладению

Такова внешняя канва событий. Но как развивалась «внутренняя» история этого огромного региона Восточной Европы? В состав Великого княжества Литовского вошли древнерусские города-государства, которые в ряде районов еще долгое время сохраняли свою социально-политическую структуру и экономическую основу в виде землевладения общин. Со временем усиление княжеской власти привело к росту так называемой служебной системы – организации, имевшей место и у других народов Центральной и Восточной Европы. Все большая часть населения начинает нести «службу» в пользу княжеской власти, города-государства сменили «княжества» – своеобразные военно-служилые государства, в которых большинство населения было обязано служебными отношениями князю, но было свободным и не находилось в той или иной зависимости. По типу такого рода государства строится и само Великое княжество Литовское в целом. В этом государстве XIV-первой половины XV в. еще очень сильна была община, литовско-русское право основывалось на Русской Правде. Лишь постепенно начинают зарождаться сословия, процесс формирования которых занимает XV-первую половину XVI в. Этот процесс был ускорен появлением крупного иммунизированного землевладения, получившего развитие во второй половине XV столетия. Крупное землевладение привело к тому, что высшее сословие в государстве составили землевладельцы – бояре, которые на польский манер получили название «панов», «шляхты». К ним со временем присоединились и княжеские роды уцелевших в борьбе с великокняжеской властью остатков Рюриковичей и Гедиминовичей. Название «бояре» со временем перешло на верхушку крестьянства – довольно многочисленную категорию, несшую военную службу. Военную службу несло и «тяглое» и «данное» крестьянство, но основу их служебных отношений составляла дань и выполнение всякого рода работ. По мере развития иммунизированного землевладения именно эти отряды крестьян в наибольшей степени пополняли отряд «непохожего» крестьянства – первый симптом крепостнических отношений. Особое сословие со временем сложилось в городах: мещане, которые несли в государстве ряд повинйостей. Консолидации этого сословия весьма содействовало распространение такой разновидности иммунитета, как магдебургское право, которое постепенно и весьма болезненно прививалось в русских землях.

Иммунизированное землевладение в конечном итоге привело и к изменению государственного строя Великого княжества Литовского. Уходили в прошлое вечевые собрания и прежняя княжеская власть утрачивала свои функции, а все большую роль в политической жизни земель начинали играть бояре – шляхта. Рада – совет вокруг великого князя литовского (почти полный аналог древнерусской думы) начинает разрастаться и превращается в «великий вальный сойм» – подобие польских шляхетских сеймов. Формирование этого государственного учреждения относится в концу XV – первой половине XVI столетия. Землевладельцы с мест отправлялись в центр, где на собраниях шляхты и решали основные проблемы политической жизни государства. Появление «великого вального сойма» знаменовало формирование новой государственности – сословно-аристократической. Так шло развитие государственности западнорусских земель: от древнерусских городов-государств к княжествам и военно-служилой государственности – и, затем, к сословно-аристократическому государству.

Процесс эволюции государственных организмов сопровождался и изменением налоговой системы Великого княжества Литовского. На протяжении XIV-XV вв. здесь существовали архаические древнерусские налоги и повинности (полюдье, дары и т.д.), которые лишь постепенно меняли свой облик. Существенные изменения в налоги и повинности вносило иммунизированное землевладение, так как при передаче землевлалельцу прежних повинностей многие из них просто исчезли.

В русских землях Великого княжества Литовского лишь постепенно изменялся и характер социальной борьбы. Борьба, характерная для древнерусского периода – борьба между свободными, которые в ходе нее распадались на партии, возглавляемые боярскими группировками. Эти архаические формы социального противостояния сменялись противоборством между различными сословиями, формировавшимися в государстве, а также борьбой общин с государственным аппаратом.

Все эти тенденции социально-экономической и политической жизни получили дальнейшее развитие во второй половине XVI-первой половине XVII в.

Формирование восточно-славянских народностей

На протяжении XV-первой половины XVII вв. формируются украинская, белорусская и русская народности. Определенные различия в языке, материальной культуре появляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Хотя в XI-XII вв. сохранялась идея восточнославянского единства, разобщенность политической жизни в рамках городов-государств также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями. Сильный импульс этому процессу был дан перипетиями бурного XIII столетия. Как мы уже знаем, земли будущих Украины и Белоруссии оказались в составе Великого княжества Литовского. Здесь на основе древнерусского литературного языка сформировался белорусско-украинский язык, который стал государственным языком в Литовско-Русском государстве. Со временем, особенно после Люблинской унии, в результате проникновения в него оборотов живой народной речи формируются украинский и белорусский языки. Определенную роль в этом процессе играл и церковнославянский литературный язык.

Название «Украина» появляется уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, неносредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, «краина», окраина, земля. В значении «земля», «страна» Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI-XVII вв.

В XIV в. в источниках появляется название Великая Русь, а с конца XV в. – Россия. Тогда же появилось название Белая Русь, которое относилось к землям, на которых формировалась белорусская народность. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.

Помимо языка и названия постепенно складывается определенная общность экономической жизни, а также общность психического склада, культуры и быта. Естественно, что географический фактор играл здесь далеко не последнюю роль: на Украину большее влияние оказывала степная тюркская культура, а на Белоруссию более близкая польская.

Источник