Меню

Строительство дорог фундаментов мостов



Проектирование армогрунтовых систем устоев с раздельными функциями автодорожных мостов

Директор Филиала АО ЦНИИС НИЦ «Мосты», Кандидат технических наук, доцент Юрий Владимирович Новак,

Главный научный сотрудник НИЦ «Мосты», Кандидат технических наук, доктор транспорта, доцент, академик РАТ Александр Дмитриевич Соколов

Эта тема уже не раз освещалась в нашей печати, подробно она изложена в монографии А.Д. Соколова «Армогрунтовые системы автодорожных мостов и транспортных развязок» (Санкт-Петербург, «Дорожная держава», 2013 г.). Однако, сегодняшняя практика массового проектирования устоев с раздельными функциями, являющихся разработкой НИЦ «Мосты», защищенной патентом РФ на изобретение, вынуждает авторов вновь обратиться к этой теме, т.к. качество проектных и СМР работ не отвечают требованиям российских нормативных документов по мостостроению (СП 35.13330-2011 с Изменениями №1) и обеспечению основных потребительских свойств мостовых сооружений, таких как безопасность, надежность, долговечность, технологичность и архитектурная выразительность сооружений.

Остановимся на вопиющей безответственности и полной некомпетентности в вопросах проектирования армогрунтовых систем мостов, проектировщиков и подрядчиков, ведущих ускоренное проектирование и строительство мостовых сооружений на Центральной кольцевой автодороге вокруг г. Москвы (ЦКАД) с последующей ее эксплуатацией на платной основе.

Первоначально головной проектной организацией по ЦКАД был ОАО «Союздорпроект», по заказу которого НИЦ «Мосты» АО ЦНИИС разработал Специальные технические условия на проектирование и строительство армогрунтовых систем автодорожных мостов на ЦКАД (СТУ ЦКАД). Однако, в проектной документации (стадия «П») ОАО «Союздорпроект» не были заложены устои мостов с раздельными функциями с использованием армогрунтовых систем. Позже была создана некая «группа» по оптимизации проекта ЦКАД. По просьбе этой «группы» А.Д. Соколовым от НИЦ «Мосты» АО ЦНИИС были написаны предложения по оптимизации мостовых сооружений на ЦКАД. Эти предложения были использованы, но уже без привлечения авторов разработок (НИЦ «Мосты» АО ЦНИИС и А.Д. Соколов). Проект ЦКАД несколько раз переходил к разным Генпроектировщикам и Генподрядчикам, были разработаны новые СТУ, в которых методика расчета армогрунтовых систем с раздельными функциями совсем не отражена.

В соответствии с изменениями №1 к СП 35.13330-2011 устой с раздельными функциями представляет собой конструкцию, в которой крайняя опора воспринимает нагрузки только от пролетного строения и переходной плиты, а основную нагрузку-боковое давление грунта подходной насыпи- воспринимает армогрунтовая система (рис.1).

Источник

Строительство дорог фундаментов мостов

РАЗРАБОТАНО Отраслевой дорожной исследовательской лабораторией Московского автомобильно-дорожного института взамен «Указаний по постройке малых сборных железобетонных мостов и прямоугольных труб» (ВСН 47-68).

СОГЛАСОВАНО с Управлением капитального строительства, объединением «Росдорцентр», объединением «Автомост» и Главдортехом Минавтодора РСФСР.

УТВЕРЖДЕНО Минавтодором РСФСР 10 февраля 1984 г.

Содержит основные данные по технологии производства и контролю качества работ при строительстве сборных железобетонных малых и средних мостов, а также указания по сдаче законченных сооружений в эксплуатацию. Указания Руководства не распространяются на производство работ по строительству мостов в районах с вечномерзлыми грунтами и повышенной сейсмичностью.

Предназначено для инженеров и техников строителей мостов.

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Малые и средние мосты (полной длиной до 50 м) предназначены в основном для пропуска постоянных или периодически действующих водопотоков и являются наиболее распространенным видом искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

1.2. Рабочие чертежи конструкций мостов и чертежи по организации их строительства, разработанные проектной организацией, должны иметь печать и подписи главного инженера организации-заказчика, утверждающего проект к производству работ, и главного инженера строительной организации, согласующего проект к производству работ.

1.3. Внесение каких-либо изменений в выданные заказчиком рабочие чертежи допускается по согласованию с заказчиком и проектной организацией.

1.4. Рабочие чертежи проекта производства работ, разработанные силами строительной организации, должны иметь подпись главного инженера этой организации, который согласует и изменения в проекте производства работ.

1.5. Проектная документация должна выдаваться комплектно, в сроки, обеспечивающие своевременное ее изучение производителями работ, мастерами, бригадирами.

1.6. Железобетонные мосты должны строиться индустриальными методами по типовым проектам производства работ и типовым технологическим схемам местных условий.

1.7. Сборные конструкции мостов должны изготавливаться на промышленных предприятиях по типовым проектам. В случае, когда получение сборных конструкций с промышленных предприятий экономически нецелесообразно или по каким-либо причинам невозможно, проектом организации строительства должно быть предусмотрено создание специального полигона.

1.8. Цементобетон для сборных и монолитных бетонных и железобетонных конструкций должен иметь заданную в проекте прочность, морозостойкость и коррозионную стойкость. Состав бетона проектирует построечная лаборатория.

Для повышения качества цементобетона рекомендуется применение пластифицирующих и воздухововлекающих химических добавок: СДБ — сульфитно-дрожжевая бражка; ВРП — водорастворимый полимер; СНВ — смола нейтрализованная воздухововлекающая; СПД — синтетическая поверхностно-активная добавка; ПАЩ — пластификатор адипиновый; другие добавки.

1.9. Малые и средние мосты следует строить силами специализированных колонн (отрядов), включенных в комплексный поток строительства дороги. Сроки строительства мостов должны соответствовать нормативным (приложение 1).

1.10. В состав работ по строительству малых и средних сборных железобетонных мостов входят: а) подготовительные работы; б) геодезические и разбивочные работы; в) транспортировка сборных элементов к месту строительства; г) сооружение фундаментов опор; д) монтаж опор; е) монтаж пролетных строений; ж) устройство проезжей части; з) укрепительные и отделочные работы.

1.11. Поступающие на строительную площадку сборные конструкции мостов не должны иметь отклонений от проектных размеров больше приведенных в приложении 2.

1.12. В состав работ по монтажу сборных элементов мостов входят: а) разгрузка элементов, прибывающих на строительную площадку; б) подготовка элементов к монтажу; в) подготовка фундаментов к установке элементов; г) подача элементов к монтажному крану; д) установка, выверка и временное закрепление элементов; е) окончательное закрепление элементов и омоноличивание монтируемой конструкции.

1.13. Необходимые параметры кранов выбирают путем детального анализа технологических схем, включающих схемы установки кранов, последовательность подачи элементов и их подъема, порядок передвижения крана в процессе монтажа сооружения.

1.14. При монтаже сборных железобетонных мостов необходимо учитывать следующие особенности: а) краны, монтирующие железобетонные элементы, передают на основания большие сосредоточенные нагрузки; б) железобетонные конструкции в силу характерного расположения арматуры, особенно напрягаемой, имеют неодинаковую прочность при разном способе их подъема и опирания; в) точность установки монтируемых конструкций должна быть в пределах, указанных в приложении 2, так как швы в местах стыков сборных железобетонных конструкций имеют небольшие размеры, и несоблюдение требований приложения 2 может вызвать осложнения при дальнейших работах; г) слабое сопротивление бетона скалыванию требует производства работ без ударных воздействий на монтируемые элементы.

1.15. В процессе монтажа необходимо обеспечивать постоянный геодезический контроль за соответствием проектному положению устанавливаемых элементов, принимая немедленные меры к устранению каких-либо отклонений.

Высотное положение элементов выверяют относительно реперов; в плане — относительно осей и рисок, нанесенных заранее на основание или окончательно закрепленный предыдущий элемент конструкции. Сразу же после выверки нужно закреплять элементы в проектном положении.

1.16. По мере окончания отдельных видов работ или конструктивных элементов производится приемка (или освидетельствование) скрытых работ, а также промежуточная приемка наиболее ответственных конструкций. Акты на скрытые работы, промежуточную приемку оформляют в соответствии с «Правилами приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонте автомобильных дорог (ВСН 19-81)». Акты рабочих и государственных приемочных комиссий оформляют в соответствии с «Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог», Минтрансстрой, 1982 г.

Читайте также:  Класс бетона для фундамента бани

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. До начала строительства моста, в подготовительный период, создают опорную геодезическую сеть, расчищают отведенный под строительство участок и планируют его.

2.2 При наличии коммуникаций, мешающих проведению строительных работ, следует по согласованию с организациями, в ведении которых находятся эти коммуникации, перенести их на другое место.

2.3. В подготовительный период устраняют внутрипостроечные транспортные пути, сети производственного энергоснабжения, обустраивают строительную площадку.

2.4. Склады материалов и элементов конструкций размещают в увязке с внутрипостроечным транспортом и технологической последовательностью строительно-монтажных работ.

2.5. Русло действующего водотока при необходимости должно быть в соответствии с проектом производства работ отведено в понижение места рельефа местности, или в сторону ближайшего водоема.

2.6. Во избежание затопления строительной площадки ливневыми водами необходимо обеспечить отвод поверхности вод путем устройства водоотводных канав или обвалованием участка, в пределах которого устраивают котлованы.

3. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ И РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Геодезические и разбивочные работы должны обеспечивать точное расположение мостов на местности в соответствии с проектной документацией.

3.2. Исходные материалы, подготавливаемые проектной организацией: а) топографический план мостового перехода с нанесенными осями сооружения (масштаб плана 1:500, расстояние между горизонтами 0,5 м); б) натуральные знаки геодезической основы, закрепляющие продольную ось сооружения и трассу подходов к нему, высотные реперы или стенные марки.

3.3. Знаки геодезической основы устанавливают так, чтобы была обеспечена их сохранность и неизменяемость в течение всего времени строительства сооружения. Знаки делают из деревянных столбов, рельсов, стальных труб, заложенных ниже глубины промерзания грунта на 0,5 м с возвышением над поверхностью земли на 30 см (рис.3.1).

Рис.3.1. Схема разбивки опор моста

Рис.3.1. Схема разбивки опор моста:

1 — контуры фундаментов опор; 2 — точки закрепления продольной оси моста; 3 — точки закрепления осей опор;
4 — оси опор; 5 — продольная ось моста

Все осевые линии опор закрепляют гвоздями, забитыми в деревянные столбы, установленные вне пределов рабочей площадки опоры. Каждую осевую линию закрепляют четырьмя столбами — по 2 в каждую сторону от опоры (см. рис.3.1).

3.4. Положение точек пересечения поперечных осей фундаментов опор с осью трассы устанавливают двухкратным непосредственным промером от ближайшего пикетного столба. Промеры для всех опор производят от одного и того же исходного пикета. Из точек пересечения осей при помощи угломерного инструмента (теодолит) разбивают поперечные оси опор (см. рис.3.1).

3.5. От продольной и поперечной осей фундаментов каждой из опор разбивают очертание фундаментов с закреплением характерных точек с помощью кольев или на обноске (рис. 3.2). Перенос на дно котлована соответствующих контурных линий с закреплением их кольями производится с помощью отвеса, передвигаемого по проволоке, закрепленной на обноске (кольях). Точность разбивки фундаментов ±50 мм.

Рис.3.2. Схема расположения обносок

Рис.3.2. Схема расположения обносок:

1 — створные столбы; 2 — оси свай; 3 — центры опор; 4 — ось свайной опоры; 5 — гвозди или зарубки на обноске;
6 — контуры фундамента; 7 — ось опоры на естественном основании; 8 — ось моста

Для определения и контроля высотных отметок конструкций закрепляют репер, абсолютную отметку которого устанавливают двойной нивелировкой.

3.6. Установка и контрольная проверка положения вертикальных сборных элементов должна производиться, как правило, с помощью теодолитов при примерно перпендикулярном положении осей визирования. В случае невозможности применения теодолитов вертикальность положения устанивливаемых элементов проверяется с помощью отвесов в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

3.7. Детальные геодезические работы и контрольные проверки по высоте отдельных частей и элементов сооружения производят с соблюдением следующих правил:

а) расстояние от нивелира до репера не должно превышать 50 м; б) отметки на любых уровнях опор определяются от закрепленных точек, нанесенных по нивелиру, одним из пяти способов: 1) непосредственным нивелированием с высокого берега или ранее возведенной опоры; 2) с использованием рисок и данных о расстоянии между ними; 3) с помощью мерной рейки; 4) с помощью рулетки (в безветренную погоду); б) отметки дна котлованов определяются непосредственным нивелированием при глубине до 3 м; с перестановкой инструмента при глубине котлована 3 м, разработанного с откосами, или же с переносом отметок с помощью рулетки (ошибка нивелирования не должка превышать ±10 мм).

3.8. При сдаче сооружения в эксплуатацию строительно-монтажная организация должна сдать заказчику по акту все установленные реперы.

К акту прилагаются следующие материалы: а) копия генерального разбивочного плана с выпиской координат пунктов геодезической основы и точек, определяющих положение осей опор моста; б) схема расположения реперов; в) копии ведомостей с данными наблюдений за состоянием смонтированных опор (осадка, деформации) за время строительства до сдачи в эксплуатацию.

4. СООРУЖЕНИЕ ФУНДАМЕНТОВ ОПОР

Фундаменты в котлованах

4.1. Работы по устройству фундаментов на естественном основании под опоры мостов подразделяются на два этапа: а) отрывка котлована; б) монтаж сборного или бетонирование монолитного фундамента.

Разработка грунта в котлованах, устройство фундаментов опор и обратная засыпка пазух грунтом должны быть объединены в единый технологический цикл, выполняемый в предельно сжатые сроки и без нарушения несущей способности грунта основания.

4.2. На естественном основании фундаменты сооружают в открытых котлованах с водоотливом и без водоотлива. Способ производства работ определяется гидрогеологическими условиями, условиями строительства и наличием строительных средств.

4.3. Котлованы под фундаменты опор нужно разрабатывать в полном соответствии с рабочими чертежами, определяющими как его основные размеры, так и объемы работ в зависимости от типа фундамента.

4.4. Котлованы необходимо разрабатывать непосредственно перед устройством фундамента с таким расчетом, чтобы по мере готовности во избежание обрушения стенок и заполнения котлована дождевыми водами он был освидетельствован и начато устройство фундамента.

4.5. Грунт в котлованах следует разрабатывать механическим способом. Методы разработки котлованов зависят от грунтовых и гидрогеологических условий и наличия землеройно-транспортной техники (табл.4.1).

Применение схемы механизации работ по разработке котлованов

Способ разработки и транспортировки грунта

Грунты средней плотности, сухие и нормальной влажности

Бульдозером или скрепером в отвал

Грунты средней плотности, сухие и мокрые, за исключением ила и сильно размягченной глины

Драглайном;
автомобилем-самосвалом или в отвал на бровку котлована с перемещением бульдозером

Грунты плотные и средней плотности, сухие и сильно увлажненные

Обратной лопатой с незначительным водоотливом; автомобилем-самосвалом или в отвал на бровку котлована с перемещением бульдозером

В шпунтовом ограждении

Грунты средней плотности, слабосвязные

Грейфером;
автомобилем-самосвалом или в отвал на бровку

4.6. Котлованы разрабатывают машинами до проектной отметки в связных грунтах и выше проектной отметки на 0,1-0,15 м в несвязных устойчивых грунтах.

Читайте также:  Фундамент отступ от деревьев

Разработку грунта вручную следует ограничивать зачисткой дна котлована на глубину 0,1-0,15 м перед устройством фундамента.

4.7. При разработке котлована глубиной до 3 м в грунтах естественной влажности крутизну откосов следует принимать по табл.4.2.

Крутизна откосов котлованов в грунтах естественной влажности

Отношение высоты откоса к заложению при глубине котлована, м

Насыпной, плотно слежавшийся

Песчаный и гравийный

Крутизну откосов в переувлажненных глинистых грунтах следует уменьшать до естественного откоса.

4.8. Грунт из котлована следует удалять в отвал на такое расстояние, чтобы на всех этапах производства работ не возникало опасности обрушения стенок котлована и не возникало препятствий для движения строительных машин.

4.9. В случае увлажнения грунта после полной или частичной разработки котлована перед началом каждой смены производитель работ или мастер должны осмотреть котлован. При опасности обрушения стенок котлована работы должны быть временно прекращены до его осушения. В случае необходимости уменьшают крутизну откосов.

4.10. В законченном котловане, если позволяет рельеф местности, должны быть сделаны водоотводные канавы для выпуска воды из него. При неблагоприятном рельефе и случайном затоплении котлована должны быть приняты меры по искусственному водоотливу. При этом воду следует откачивать из водосборных приямков, дно которых располагать ниже уровня подошвы котлована. Стенки приямков целесообразно укрепить дощатыми щитами.

4.11. При строительстве фундаментов в стесненных условиях, а также на переувлажненных песчаных, лессовых и насыпных грунтах, котлованы следует разрабатывать в закладных креплениях (рис.4.1) с удалением грунта грейфером.

Рис.4.1. Закладное крепление простого типа

Рис.4.1. Закладное крепление простого типа:

1 — доски крепления; 2 — поддерживающие бобышки; 3 — распорки

4.12. Закладные крепления устанавливают по мере разработки грунта. В грунтах естественной влажности, кроме сыпучих грунтов, при глубине котлована до 3 м горизонтальные доски можно ставить с просветом, равным ширине доски. Закладное крепление разбирают, начиная снизу, по мере засыпки пазух грунтом. В сыпучих грунтах или при возможности повреждения сооружений, в пределах призмы обрушения, разбирать крепление нельзя.

4.13. При устройстве фундаментов на открытых водотоках, в неустойчивых и водоносных грунтах, не допускающих разработки котлована в закладных креплениях, можно применять шпунтовые ограждения или грунтовые перемычки.

4.14. Ограждения из металлического шпунта применяют при глубине погружения более 6 м, а также при глубине воды более 3 м и при грунтах, не допускающих забивку деревянного шпунта. Глубина погружения шпунта от дна котлована должна быть не менее 1,5 м в связанных и не менее 2 м в песчаных и плывунных грунтах.

4.15. Котлован в скальных грунтах разрабатывается посредством разрушения соответствующей части монолита механическим или взрывным способом. Подошва фундамента освидетельствуется остукиванием с целью выявления монолитности. Каменная мелочь удаляется и поверхность промывается водой или продувается сжатым воздухом (в холодное время года).

4.16. Подготовленный котлован должен быть освидетельствован и принят комиссией с участием представителя заказчика. Приемка оформляется специальным актом, в котором должны быть отражены: а) соответствие расположения, размеров и отметок котлована проекту; б) фактическое напластование грунтов и их соответствие геологическим размерам и буровым колонкам, приведенным в проекте; в) возможность заложения фундамента на проектной или измененной отметке.

4.17. На основании данных освидетельствования комиссия дает разрешение (в виде записи в акте) приступить к сооружению фундамента.

При неблагоприятных результатах освидетельствования котлована, или если выявлена необходимость пересмотра проекта, решение о проведении дальнейших, работ должно быть принято при участии заказчика и представителя проектной организации.

4.18. Устройство сборных фундаментов включает: а) выравнивание дна котлована и устройство подушки из материала со стабильными свойствами (щебень) под отметку низа плиты фундамента. Размеры подушки фундамента в плане должны быть больше размеров плиты на 0,25 м в каждую сторону; б) устройство выравнивающего слоя из песка или цементного раствора непосредственно перед установкой плиты фундамента; в) укладка плиты фундамента; г) установка подколонника на плиту по слою цементного теста и объединение (омоноличивание) элементов; д) гидроизоляция поверхностей подколонника, соприкасающихся с грунтом; е) обратная засыпка пазух котлована грунтом.

4.19. Дно котлована выравнивают вручную. Отметку дна котлована следует принимать равной отметке подошвы фундамента в несвязных устойчивых грунтах (гравий, песок) или же на 15 см ниже подошвы фундамента в связных грунтах с устройством подушки из прочного материала.

4.20. В слабых песчаных и влажных глинистых грунтах перед устройством подушки в дно котлована следует втрамбовывать слой щебня толщиной не менее 10 см.

Дно котлована и подушку уплотняют трамбовками.

4.21. Укладка фундаментной плиты должна предшествовать проверке правильности разметки дна котлована или подушки в плане и по высоте, и розлив поверх подушки цементопесчаного раствора.*
__________________
* Текст соответствует оригиналу. Примечание «КОДЕКС».

4.22. Все монтируемые элементы фундамента должны находиться в зоне действия крана. Расстояние от крана до основания откоса котлована следует принимать по табл.4.3.

Допустимые расстояния от основания откосов котлована до опор крана, м

Грунт в естественном состоянии

Глубина котлована, м

Песчаный и гравелистый

4..23. При укладке плиты фундамента, составленной из отдельных плит, их стыки омоноличивают бетонной смесью. Затопление водой уложенного бетона до схватывания цемента запрещается.

4.24. Подколонник монтируется не ранее, чем через сутки после окончания омоноличивания. Подколонник устанавливается на слой цементного раствора, распределяемого по поверхности плиты. Повторное опускание подколонника на фундаментную плиту запрещается до очистки поверхностей от цементного раствора и розлива новой порции.

На фундаментной плите подколонники закрепляют омоноличиванием бетонной смесью окон, в которых входят анкерные штыри.

4.25. Монолитные фундаменты изготавливаются из бетона марки не ниже 200 или бутобетона марки не ниже 150. Количество бута не должно превышать 20% общего объема бетона. Бут должен обладать прочностью в 1,5 раза выше прочности бетона.

4.26. При устройстве монолитных фундаментов на глинистых грунтах устраивается подушка толщиной 10 см путем втрамбовывания щебня в верхний слой дна котлована. Верх подушки должен быть не выше проектной отметки заложения фундамента.

Для фундаментов из бутовой кладки щебеночный слой можно не укладывать.

4.27. Монолитные фундаменты (рис.4.2) бетонируют в опалубке, которая собирается из заранее заготовленных щитов. Опалубка должна обладать требуемой жесткостью и не менять форму в процессе укладки и уплотнения бетонной смеси.

Рис.4.2. Схема бетонирования фундамента в котловане

Рис.4.2. Схема бетонирования фундамента в котловане:

1 — трансформатор; 2 — арматура; 3 — бадья с бетонной смесью; 4 — стакан; 5 — опалубка; 6 — подушка
фундамента; 7 — насос; Зс — защитный слой бетона 4-5 см; 1:m — крутизна откосов принимается по табл.4.2;
L — расстояние (проекция) от колеса крана до основания откоса котлована

Арматура железобетонных фундаментов устанавливается в проектное положение с обеспечением защитного слоя бетона.

4.28. Бетонная смесь подается в котлован в бадьях краном или по лоткам и трубам. Уплотняется смесь глубинными вибраторами; допускается ручное уплотнение при незначительных объемах работ.

Читайте также:  Материалы для усиления фундаментов

Бетонная смесь укладывается слоями, толщина которых определяется мощностью уплотняющих средств. Каждый следующий слой бетонной смеси должен быть уложен до начала схватывания предыдущего. В зависимости от температуры воздуха при укладке смеси начало схватывания изменяется от 1 до 3 ч, где меньшее значение соответствует температуре 25-30 °С.

4.29. В случае вынужденного перерыва в бетонировании необходимо принять меры, обеспечивающие монолитность конструкции. При прекращении подачи бетонной смеси поверхность свежеуложенного бетона подвергается неглубокому (не более 3-4 см) рифлению и укрывается влажной тканью. При продолжении бетонирования производится интенсивное уплотнение смеси в зоне ее разновременной укладки.

4.30. Уход за свежеуложенным бетоном включает в первые 30-60 мин укрытие поверхности бетона влажной мешковиной, а затем обработку открытых поверхностей конструкции в два слоя пленкообразующими веществами (помаролью ПМ-86 или ПМ-100 или битумной эмульсией).

Недопустимо оставлять поверхности свежеуложенного бетона, не обработанными пленкообразующими материалами или не покрытыми увлажненными тканями, под действием солнечной радиации и ветра.

4.31. Распалубливают не ранее, чем на 2-й день после окончания бетонирования. Допускается распалубка на следующий день при среднесуточной температуре воздуха выше +15 °С и прочности бетона не менее 2,5 МПа.

4.32. Обратная засыпка пазух котлована производится послойно с толщиной слоя грунта не более 15 см. Каждый слой обратной засыпки котлована утрамбовывается.

Котлованы речных опор засыпаются песчано-гравелистым грунтам без уплотнения.

Фундаменты на свайных основаниях

4.33. При устройстве свайных фундаментов применяют железобетонные сваи (табл.4.4).

Железобетонные сваи сплошного сечения

4.34. При транспортировании сваи нужно укладывать на подкладки, размещенные строго под петлями.

При складировании сваи нужно укладывать в штабеля по маркам в горизонтальное положение правильными рядами не более четырех рядов по высоте, головами к копру. Высота подкладок должна быть не менее чем на 2 см больше высоты петли.

4.35. В грунт сваи погружаются при помощи сваебойных молотов или вибропогружателей.

Для забивки сваи можно применять молоты любого типа, если их энергия удара удовлетворяет условиям

где — энергия удара молота, Дж; — несущая способность сваи по грунту, кН, вычисляется умножением расчетной нагрузки на сваю на переходной коэффициент (табл.4.5 ); — масса молота, Н; — масса сваи (с наголовником и подбабком), Н; — коэффициент применимости молота (табл.4.6).

Значения переходного коэффициента

Тип свайного ростверка

Значения при числе свай в фундаменте

Коэффициент применимости молота

Двойного действия и трубчатые дизельные

Одиночного действия и штанговые дизельные

4.36. Перед началом забивки все механизмы копра, а также молот должны быть тщательно проверены. До начала забивки свай проверяется техническая документация на подлежащие забивке сваи, правильность маркировки и разметка по длине свай через 0,5-1,0 м.

4.37. Копер передвигается на рельсовом ходу по предварительно уложенным и отрихтованным рельсовым путям. Безрельсовый копер движется по спланированному и утрамбованному грунту. Несамоходный копер перемещается при помощи копровой лебедки, канат от которой закрепляется за анкер. При передвижении копра молот должен быть опущен в нижнее положение.

4.38. Свая к копру подтягивается через отводный блок, расположенный на нижней раме копра. Подтягивание сваи разрешается с расстояния не более 5 м и только перпендикулярно оси движения копра.

4.39. Поднимается свая за специально предназначенные для этого скобы и штыри только при вертикальном положении грузоподъемного полиспаста. Запрещается кантовать сваи, перемещать волоком и сбрасывать с высоты.

Поднимают и устанавливают сваю в стрелах копра в такой последовательности: а) молот поднимают в крайнее верхнее положение и барабан лебедки ставят на тормоз; б) поднимают сваю вторым барабаном лебедки и после того, как она займет вертикальное положение, наводят острие на точку забивки сваи. С целью совпадения головы сваи с наголовником ее разворачивают вручную, если отсутствует механизм наведения головы сваи с наголовником; в) устанавливают молот копра на сваю.

4.40. Последовательность забивки свай должна быть такой, чтобы свести к минимуму непроизводительные затраты времени на перемещение копра и крана. Во избежание сильного уплотнения грунта при забивке свай их следует забивать, начиная от середины фундамента и вести к краям, или от одного края к другому.

4.41. При погружении сваи необходимо следить за тем, чтобы: а) не происходило смещения оси сваи от проектного положения; б) молот наносил удары по центру сваи; в) голова сваи не разрушалась (при разрушении головы сваи забивка должна быть прекращена до выяснения причины — низкая марка бетона сваи, несоответствие молота — и принятия решения о возможности продолжения погружения); г) наголовник был исправлен, а амортизирующие прокладки в нем своевременно заменялись; д) молот, копер и вспомогательное оборудование работали исправно; е) трос подвески молота был в ослабленном состоянии.

4.42. Первые удары по свае производят при небольшой высоте подъема молота (для подвесного молота и молота одиночного действия высота не должна превышать 0,5 м). При заглублении сваи в грунт на 1,0-1,5 м переходят на максимальную для данного молота высоту подъема ударной части.

4.43. Сваи погружают до получения расчетного отказа.

Отказ определяется средним арифметическим значением осадки сваи (с точностью до 1 мм) для одного удара в залоге.

Залог принимается для молотов подвесных и одиночного действия — десять ударов, а для молотов двойного действия и дизельных — погружение за 1 мин.

Погружение сваи от одного залога должно быть не менее 2 см. При меньшем погружении необходимо применять более мощный молот.

4.44. Сваям, не погруженным более чем на 1 м до проектной отметки, но давшим расчетный отказ не менее чем в трех залогах, необходимо дать «отдых» до 3 сут, после чего повторить нагружение. Если и после «отдыха» сваи дают расчетный отказ без дополнительного погружения, забивку следует прекратить. При обеспечении устойчивости сваи и надежного заанкерирования в грунте свая оставляется.

4.45. Сваи, погруженные на проектную отметку, но не давшие расчетный отказ, должны быть подвергнуты статическому или динамическому испытанию. В случае необходимости погружается дополнительная свая.

4.46. При погружении свай производят измерения по пп.4.43-4.45. Кроме отказа необходимо измерять в начале забивки: для молотов одиночного действия — число ударов на каждый метр погружения, а для молотов двойного действия — время работы, расходуемое на каждый метр погружения.

При забивке свай обязательно ведение журнала забивки каждой сваи и сводной ведомости погружения свай.

4.47. Вибропогружение свай целесообразно при устройстве фундаментов в водонасыщенных песках малой плотности (плывунах), залегающих на значительную глубину. Тонкостенные сваи-оболочки погружают преимущественно вибропогружателями. Погружение остального шпунта, балок, стальных труб и т.п. вибропогружателями всегда более эффективно, чем забивка молотами.

4.48. Ориентировочная область применения вибропогружателей в зависимости от размеров погружаемого элемента, его массы, глубины погружения и грунтовых условий приведена в табл.4.7.

Область применения вибропогружателей

Источник