Меню

Принцип работы панорамной крыши



Не покупай авто с панорамной крышей! Недостатки панорамы

Панорамная крыша очень красиво смотрится на рекламном проспекте и на фото в глянцевых журналах. Но какие неожиданности ожидают владельцев авто и почему все больше водителей выбирают комплектацию без «панорамы»?

Новые комплектации знакомых машин, которые предлагались с панорамной крышей, очень быстро стали популярными, завоевали армию поклонников и первые годы считались показателем качества, стиля и отменного вкуса. Несколько лет назад ажиотаж вокруг «панорамы» стал снижаться, владельцы модной крыши все чаще стали замечать неудобство такого кузова, сложность эксплуатации и очень дорогой ремонт. Что нужно знать каждому автомобилисту, кто планирует купить авто с модной «панорамой»?

Снижение безопасности

Производители называют мифом мнение экспертов о том, что панорамная крыша снижает общую безопасность автомобиля. Как аргумент, приводятся данные о химических и физических свойствах стеклянных панелей, тонкости проектирования. Действительно, в автомобилях с панорамным верхом при производстве кузов усиливают и «разгружают» крышу. Это позволяет увеличить процент безопасности, но не на много.

Дело в том, что стекло и пластик не имеют тех показателей жесткости, которые есть у металла, и при аварии панорамная крыша не может служить надежным барьером. Нагрузка на кузов автомобиля с «панорамой», в самом безопасном исполнении на Мерседесе Е-класса, остается увеличенной на 30%.

Полный обзор

«Панорама» позволит полностью осветить салон автомобиля и предотвратит проникновение УФ излучения. Но вместе с открытым кругозором приходит и необходимость ежедневно чистить или мыть крышу. В реальных условиях эксплуатации водители не увидят «рекламного» побережья или захватывающего вида на горы.

Городские улицы — это опавшая листва на крыше, птичий помет, клубы гари и ежедневное обозрение других автомобилей и их собственников при многочасовом «отдыхе» в пробках. В половине случаев те водители, которые с энтузиазмом покупали панорамное авто, после единственной поездки, вдохновившись простором, через несколько месяцев устают от всеобщего обозрения и начинают использовать шторку и тратить деньги на дополнительную тонировку.

Стоимость транспортного средства с «панорамой» значительно выше, чем аналогичная комплектация с крышей. И если после первой мойки открывающийся люк «панорамы» начнет скрипеть и заедать, то гарантийным случаем это не будет. Ремонтировать неисправность придется самостоятельно.

Летом жарко, зимой холодно

Как бы ни убеждали рекламные проспекты в том, что стеклянная крыша надежно защитит салон от инфракрасного излучения, это миф. В жару салон нагревается в два раза быстрее, если держать «панораму» не зашторенной. Придется или постоянно использовать кондиционер, или держать крышу закрытой.

В первом случае — это расход топлива, снижение ресурса аккумулятора и нагрузка на систему кондиционера. Уже после трехмесячной эксплуатации в таком режиме следует ожидать выход из строя компрессора кондиционера.

Зимой салон будет остывать быстрее, и шторка здесь уже не поможет. Учитывая действительно суровые российские зимы, печка будет работать без остановок, а это — опять же дополнительная нагрузка на все системы и расход топлива.

Достоинства у обзорной крыши также есть, но эти преимущества, скорее всего, эстетического характера, не практического. При выезде на природу очень приятно любоваться открывающимися видами и чувствовать себя в салоне, как в лесу. Внешний вид автомобиля также становится более привлекательным — чувствуется стиль, вкус и, если хотите, достаток владельца.

Видео — факты и мифы о панорамных крышах:

Источник

Особенности, достоинства, недостатки панорамной крыши

Лет тридцать назад на российских дорогах редко можно было встретить иномарку. А «Лада» с люком в крыше воспринималась большинством как признак элитарности. Сегодня точно такой же статус приписывается автомобилям, оснащённым панорамной крышей, однако постепенно такая комплектация перестает считаться экзотикой.

Строго говоря, панорамное остекление является логическим продолжением эволюции автолюков, средством расширения функционала последнего.

Если основной задачей классического люка является возможность вентиляции салона, то панорамная крыша дарит автовладельцу возможность наслаждаться ощущениями, близкими к «кабриолетным», и сточки зрения эстетики, и по уровню освещённости салона.

Особенности конструкции

Существуют три разновидности панорамных крыш:

  • когда верхнее остекление является продолжением переднего, то есть лобового стекла;
  • второй тип характеризуется наличием металлической перегородки, являющейся кузовным элементом и отделяющей стекло крыши от переднего/заднего остекления;
  • третий вариант – это раздельная крыша, отгороженная от стёкол не кузовными перегородками, а специальной резиновой уплотнительной полосой.

Во всём остальном конструкция автомобилей с панорамной крышей не отличается от базовой комплектации. Впрочем, это не означает, что задача оснащения автомобилем этим дополнительным элементом сводится к вырезанию дырки и размещением в ней стекла с рамой.

Проектирование панорамной крыши отождествляется с начальной стадией создания автомобиля, причём наибольшее внимание уделяется вопросам безопасности. Разница между металлом и стекло – огромная, поэтому перед инженерами стоит нелёгкая задача обеспечить конструкции прочность, сравнимую с металлическим верхом. Разработки ведутся на базе многочисленных тестов, непременной составляющей которых является проверка целостности стекла при опрокидывании машины.

Читайте также:  Какого сечения должны быть стропила для крыши

Как оказалось, лучших результатов удалось добиться, когда конструкция стеклянной крыши состоит из нескольких разнородных элементов, с различающимися физическими характеристиками, включая прочность. В современное панорамное остекление крыши «сэндвичного» типа нередко интегрируют фотоэлементы. Такие встроенные солнечные батареи позволяют снизить нагрузку на бортовую электросеть, которая, к слову, с каждым годом становится всё ощутимее.

Важной характеристикой верхнего стекла является способность противостоять ультрафиолету. Не будь у такой крыши защитного слоя, автомобиль в дневное время превратился бы в разжаренную печку, а с задачей охлаждения салона не смогла бы справиться самая мощная климатическая система.

Другим важным нюансом, который учитывается при разработке панорамной крыши, является способность минимизировать деформацию кузова при ДТП. Обычно крыша является неотъемлемой частью силовой структуры автомобиля и проектируется таким образом, чтобы взять на себя часть работы по гашению энергии в результате столкновений. Но металл – достаточно пластичный материал, в отличие от стекла, которое при любых ухищрениях остаётся жёстким из-за фиксированной кристаллической структуры. И если панорамное остекление занимает большую часть крыши, при ударе верхняя часть автомобиля уже не способна гасить деформацию так же, как если бы она была цельнометаллической.

Один из способов решения проблемы – проектирование стеклянной части конструкции таким образом, чтобы она как можно меньше отвечала за сопротивление деформации, делегируя эти функции на металлическую часть крыши. В этом случае удаётся частично компенсировать снижение прочности верхней части автомобиля.

Было бы ошибкой полагать, что панорамная крыша состоит исключительно из стекла. На самом деле её конструкция довольно сложна. Многие современные модели состоят из двух стеклянных панелей, которые могут сдвигаться по отношению друг к другу наподобие шкафа-купе, предоставляя возможность получения над головой открытого пространства либо в передней части машины, либо сзади.

Здесь конструкторам и автодизайнерам есть где разгуляться: разновидностей панорамных крыш существует великое множество, хотя общая схематика таких элементов практически идентична.

Схематично такая конструкция состоит из следующих элементов:

  • одной или нескольких стеклянных панелей;
  • жёсткой металлической рамы, оборудованной механизмами обслуживания стёкол;
  • сдвижной шторкой, монтируемой на раме со стороны салона, основная задача которой – полное закрытие крыши, если того требуют обстоятельства.

Существует несколько разновидностей такой шторки. Самая простая, устанавливаемая в недорогие машины, имеет ручной привод, перемещаясь по направляющим с помощью мускульной силы. Такая конструкция, к примеру, используется на Пежо 308, позволяя существенно снизить стоимость владения таким дополнительным автоаксессуаром. Аналогичный механизм закрытия шторки используется и в Opel Astra. Впрочем, единственным недостатком такого бюджетного варианта можно назвать необходимость тянуться к рукоятке шторки и прилагать небольшие усилия для её сдвига.

В более дорогих комплектациях привод электрический. Это, безусловно, удобнее, но с практической точки зрения ненамного, ведь в этом случае конструкция усложняется, появляется необходимость использовать дополнительный электромотор, обеспечить подвод проводов, да и сама рама становится более громоздкой.

Строго говоря, уменьшение высоты салона – общий недостаток всех автомобилей оборудованных панорамной крыше, и если для среднестатистического пассажира это некритично, то люди высокого роста могут испытывать значительный дискомфорт из-за уменьшения полезного пространства.

Если говорить о самом стекле, то оно представляет собой усовершенствованный триплекс. Правда, триплекс не слишком точное название – в действительности сэндвич состоит из пяти слоёв. Наружные стёкла с обеих сторон изготовляются из особо прозрачного материала толщиной порядка 8 мм., отвечая за чёткость передачи наружной картинки. Между ними расположены два слоя, произведённых из специального полимера, снаружи которых устанавливают тонировочную плёнку. Отметим, что все конструкции имеют сложную немного искривлённую (выпуклую) форму, поскольку плоских крыш сегодня не встретишь – это ухудшает аэродинамику машины.

Сильное ударное воздействие на такой слоёный пирог приводит к тому, что осколки, будучи склеены с полимером, не разлетаются, то есть стекло остается цельной конструкцией, хотя и испещренной трещинами.

Кстати, триплекс способствует улучшению шумоизоляции салона, да и у чистого стекла она гораздо лучше, чем у металла. А вот низкую теплоизоляцию такой конструкции к достоинствам никак не отнесёшь, хотя благодаря этому запотеваемость верхнего стекла намного меньше, чем у лобового.

Разница между люком и панорамным остеклением

И тот, и другой элемент способствуют поступлению большего количества света в салон, однако их конструктивные характеристики по большей части различаются.

Но если говорить о главном различии, то оно заключается в размерах: люк заведомо мельче, а панорамная крыша может занимать практически всю верхнюю поверхность кузова.

Второе отличие имеет конструктивные корни: люк, как правило, может пропускать свет, а может устанавливаться в положение, при котором он становится непрозрачным. Панорамная крыша, хотя тоже может сдвигаться, но её способность пропускать наружный свет от этого никоим образом не меняется. Но и в том, и другом случае имеется возможность регулировать поток наружного воздуха, проникающего в салон при открытии стеклянных панелей.

Читайте также:  Утеплитель изовер теплая крыша 1220х5000х100

Обычно люк также изготавливается из стекла, но требования по прочности к нему существенно меньше. Встречаются также люки из непромокаемой ткани – небольшая площадь каркаса позволяет и такие излишества. У панорамной крыши такая возможность напрочь отсутствует.

Люк в принципе можно установить на любой автомобиль, а вот панорамное остекление – только на тот, конструкция которого предполагает данную опцию. Наконец, стоимость монтажа люка не идёт ни в какое сравнение с ценой установки панорамного остекления.

Плюсы и минусы стеклянной крыши

Как и любое опциональное устройство, панорамная крыша на авто имеет ряд плюсов и минусов, знание которых может оказать решающее влияние на выбор автомобиля при его приобретении.

Начнём с описания достоинств:

  • наличие прозрачного стекла визуально увеличивает объём салона. И хотя это чисто психологическое ощущение, но оно производит глубокий терапевтический эффект, формируя ощущение простора и снижая клаустрофобические комплексы на уровне подсознания. Подавление ощущения замкнутости сказывается на чувстве комфорта, изменяя на более положительное восприятие заднего пространства транспортного средства;
  • улучшение обзора для пассажиров не столь важно, но и водитель получает возможность наблюдать за подвесными светофорами, расположенными в зоне недоступности для обычного автомобиля. Для городского пространства улучшение верхнего обзора – тоже вещь полезная: пассажиры могут, не покидая машины, изучать элементы городской инфраструктуры, расположенные на «верхних» этажах, включая вывески, архитектурные особенности строений и так далее;
  • любой нестандартный элемент экстерьера воспринимается положительно. Не является исключением и тонированное верхнее остекление, с которым транспортное средство выглядит более эксклюзивно, выделяясь среди других машин с однообразной металлической крышей;
  • об улучшении шумоизоляции мы уже упоминали – стекло в этом плане намного более предпочтительный материал. Так что в дождь вам не придётся прислушиваться к работе мотора и других систем из-за барабанящих по крыше капель – в салоне будет практически так же тихо, как если бы осадков вовсе не было.

А теперь упомянем и недостатки панорамных крыш – если бы их не было, они бы уже давно устанавливались на все, даже откровенно бюджетные авто:

  • из-за высокой теплопроводности стекла по сравнению со слоем металла и верхней обшивки салона внутри кузова возникает парниковый эффект. Летом он существенно ухудшает работу системы кондиционирования, а зимой снижает эффективность функционирования отопителя салона. Так что не стоит удивляться, что ресурс климатической системы из-за повышенных нагрузок окажется меньше ожидаемого, а расход горючего ощутимо вырос;
  • в холодное время года, как известно, на стёклах автомобиля часто присутствует эффект запотевания. Но если с лобовым, задним и боковыми окнами при их запотевании можно бороться штатными средствами, то в случае наличия остекления над головой придётся бороться с этим явлением вручную. Если оставить всё как есть – влажность в салоне будет повышенной, что зимой не есть хорошо. А при длительных стоянках влага на верхнем стекле неизбежно превратится с ледяной слой;
  • наличие рамы, крепящейся с внутренней стороны салона, уменьшает высоту крыши примерно на 50 мм., что для пассажиров высокого роста может оказаться существенным фактором, уменьшающим комфорт от пребывания в машине;
  • сложная конструкция механизмов, обеспечивающих перемещение шторки и стеклянных панелей, подвержена поломкам, далеко не все из которых можно исправить самостоятельно;
  • панорамные стёкла требуют периодического ухода, и это тоже фактор отрицательный – современное авто и без того напичкано устройствами, каждое из которых требует регламентного обслуживания.

Сопоставив плюсы и минусы, вы можете сделать самостоятельные выводы о том, насколько необходимым и целесообразным является оснащение транспортного средства панорамной крышей.

Возможность установки верхнего остекления своими руками

Можно не сомневаться, что у любого автомобилиста машина, оснащённая панорамной крышей, вызывает зависть и восхищение, даже если они это тщательно скрывают. Именно поэтому многие автовладельцы озабочены вопросом, можно ли и как сделать панорамную крышу для своего авто.

На вторую часть вопроса ответ будет однозначно отрицательным – самостоятельно смонтировать столь сложное устройство не получится. Что касается первой части, то и здесь мы вынуждены огорчить большинство потенциальных самоделкиных: устанавливать ПК можно только на те модели авто, конструкция которых предусматривает наличие хотя бы в одной из комплектаций этой дополнительной опции. В противном случае конструкция крыши на 99% окажется несовместимой с верхним панорамным остеклением.

Читайте также:  Варианты форм крыши беседки

Сразу оговоримся, что всегда найдутся народные умельцы, которых законодательское крючкотворство не остановит. Они готовы установить панораму хоть на «копейку». Разумеется, с точки зрения безопасности такие варианты заведомо проигрышные, но вопрос легальности важнее – ведь никто же не собирается проделывать столь сложную работу и не ездить на таком авто. А раз так, рано или поздно неприятного разговора с автоинспектором не избежать. И его самым благоприятным исходом окажется необходимость вернуть машине первоначальный вид.

Обзор лучших авто с панорамной крышей

На сегодня большинство автопроизводителей имеет в своём арсенале машины с панорамной крышей. Но только небольшое количество моделей имеет такую опцию в средних по стоимости комплектациях. Рассмотрим лучшие из них.

Smart Fortwo

Этот оригинальной внешности малыш одним кажется смешным, другие смотрят на него восхищённо. Но и те, и другие, хотя бы раз испытавшие его в деле, не усомнятся, что это весьма шустрый и практичный автомобиль. А поскольку пространства внутри действительно маловато, с комплексами клаустрофобии призвано бороться верхнее остекление. И оно, нужно признаться, справляется со своей задачей на твёрдые десять баллов. Эффект открытости здесь проявляется даже в большей степени, чем на полноразмерных легковушках, чему способствует просто огромная площадь стёкол по сравнению с металлическими поверхностями кузова.

Впрочем, на безопасности это никак не сказывается: Smart Fortwo прошёл все полагающиеся испытания. В России эта стильная крошка с 71-сильным мотором и роботизированной трансмиссией стоит от 800 тысяч рублей.

Kia Soul

Soul означает «душа», и такая ассоциация вовсе не случайна: корейцы явно проектировали этот автомобиль, вкладывая в свою работу всю душу. Это проявляется по массе приятных мелочей, от подогрева руля до светомузыкальных неоновых колец, обрамляющих корпуса дверных динамиков, от охлаждения перчаточного ящика до звёздного неба над головой в тёмное время суток.

Отметим, что последняя опция доступна только в старшей комплектации, но она серьёзно и в лучшую сторону изменяет восприятие автомобиля – тонированная поверхность «панорамки» идеально сочетается с основным цветом кузова. Автомобиль с панорамной крышей, оснащённый 132-ситльным 1.6-литровым мотором, спаренным с шестиступенчатым автоматом, можно приобрести за 1 200 000 рублей.

Skoda Octavia Combi

Мода на универсалы уже достаточно давно из утилитарной плоскости перекочевала в статусную. Это не помешало таким машинам оставаться практичными. Octavia Combi не является исключением – это действительно просторный и удобный семейный автомобиль, в котором имеется всё для обеспечения максимального комфорта для находящихся внутри. Отличные ходовые качества, прекрасная управляемость, привлекательная внешность дополняется шикарным панорамным стеклом, доставляющим немало прекрасных минут и детишкам, и взрослым.

Для длительных поездок наличие прозрачной крыши – огромный плюс: если вы устали смотреть по сторонам, можно просто опрокинуть голову назад, и перед вами откроются новые неизведанные горизонты. Стоимость такой Октавии, оснащённой 110-сильным 1.6-литровым силовым агрегатом и пятиступенчатой МКПП – 1300000 рублей.

Hyundai i40 Wagon

Ещё один корейский универсал оказался в нашем списке на четвёртом месте не случайно. Видимо, жители страны утренней свежести действительно понимают толк в таких вещах, как единение с природой. Что касается конкретной модели, то из-за увеличенной длины кузова по сравнению с седанами наличие верхнего остекления выглядит особенно выигрышно. Кстати, стеклянная крыша на i40 Wagon издалека выглядит как сплошная, но на самом деле состоит из двух панелей, одна из которых – сдвижная.

Открыв её, вы получите максимальную порция воздуха и света. За такую возможность при наличии 149-сильного мотора, дополненного шестиступенчатой автоматической коробкой, придётся заплатить 1 500 000 рублей.

Suzuki Vitara

Было бы странным, если бы японцы прошли мимо возможности оснащать свои авто панорамными крышами. В этом плане Suzuki Vitara не пасёт задних: верхних панелей у этой модели две, привод – электрический, площадь – большая. При полном открытии задние пассажиры наверняка будут испытывать эффект поездки в кабриолете.

Идеальное авто для загородных прогулок с хорошей проходимостью! За комплектацию с панорамными стёклами, 117-сильным 1.5-литровым силовым агрегатом и вариатором не жалко отдать 1500000 рублей.

Nissan X-Trail

Завершает наш небольшой список машин с панорамной крышей ещё один японец. Усевшись в этот кроссовер, вы сразу ощутите, насколько ограниченным является обзор у обычных автомобилей. Прозрачная крыша позволяет открыть для себя новое измерение, чтобы наблюдать за всеми объектами, расположенными выше второго этажа.

Прочное закалённое стекло позволяет не опасаться за его целостность, а наличие люка, который можно сдвигать или приподнимать посредством электропривода, улучшает функциональность этой опции. При покупке комплектации с 171-сильным 2.5-литровым мотором, функционирующим в паре с вариатором, придётся расстаться с суммой, эквивалентной 1 750 000 рублей.

Источник