Меню

Как вы понимаете слова фундамент человечности



Текст 4. Фундамент человечности

Http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm

Л. Н. БОГОЛЮБОВ,
Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,
Е. И. ЖИЛЬЦОВА, Л. Ф. ИВАНОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИН,
Б. В. КУЗНЕЦОВ, Т. Е. ЛИСКОВА, А. И. МАТВЕЕВ, Е. Л. РУТКОВСКАЯ, Е. С. СКВОРЦОВА, О. В. СЛУЦКАЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Введение в обществознание»
8—9

Пособие для учителя

Л. Н. БОГОЛЮБОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИНА

Часть I.
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК

Тема 1. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Текст 1. Сила или разум?

Из книги, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V в. до н. э.)

Ян Чижу сказал: «Человек — самое разумное среди всех существ, наделенных жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами».

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. — С. 35.

Вопросы и задания: 1.Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. 2.Сегодня, спустя 25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке? 3.Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

Читайте также:  Участок с большим уклоном фундамент

Текст 2. О человечности

Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ

Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке. Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога. Человечен не человек, а Бог. Человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий.

Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела 1 , как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен. Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное.

Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 311.

Вопросы и задания: 1.Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3.Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4.В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог — идеал человека?

Текст 3. Что такое человек?

Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский социолог и психолог

Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе.

Читайте также:  Бетон под фундаменты опор

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы.

Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

. Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?

. Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса. является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—17.

Вопросы и задания: 1.Согласны ли вы с мнением автора? 2.Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3.Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-«овца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Текст 4. Фундамент человечности

Из книги современных российских философов

В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

Читайте также:  Фундамент это сколько процентов готовности

— они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

— они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

— они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

— они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

— признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

— их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Введение в философию. — М., 1989. — С. 236—237.

Вопросы и задания: 1.Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2.Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3.Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4.Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5.Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.

Источник