Меню

Как образовалась стена цоя



Стена Цоя на Арбате. Почему люди приходят к ней каждый год уже 30 лет? Хожу туда и я

Одно из главных мест памяти рок-музыканта и лидера группы «Кино» Виктора Цоя находится в центре Москвы, на Новом Арбате. В среде «киноманов», да и вообще поклонников рок-музыки (да даже и не только ее), оно известно как Стена Цоя на Арбате. Бываю там каждый год, как минимум один раз в год, 21 июня, на день рождения Виктора. А по возможности и чаще. Рассказываю об этом уникальном образце музыкальной субкультуры и показываю ее в разные времена.

Всем привет! Спасибо, что посетили «Искателя картинок SM»!

Почему я назвал Стену Цоя не самым главным местом памяти, а одним из? Дело в том, что есть еще как минимум два важнейших места памяти Виктора – это его могила на Богословском кладбище Санкт-Петербурга и памятник на месте гибели в Латвии. Именно поэтому Стена на Арбате и есть «одно из», однако, несомненно, что в Москве это точно главное памятное место лидера «Кино».

Сейчас, спустя 30 лет со времени гибели Цоя, уже трудно установить конкретных авторов создания Стены, но согласно распространенной версии как место памяти она появилась на Арбате сразу же после гибели Виктора в 1990 году. Кто-то первый (или первые) выведший черным через всю стену дома № 37 в Кривоарбатском переулке Москвы: «Сегодня погиб Виктор Цой», равно как и тот, кто чуть позже подписал легендарное «Цой жив», собственно и стали ее создателями.

Известно, что в первые 40 дней после гибели Виктора у Стены постоянно дежурила молодежь. Постепенно, помимо нанесения различных надписей, автографов и граффити, Стена стала приобретать более важное значение, став местом встреч поклонников, знакомством «киноманов», поиском друзей.

Отец Виктора Цоя Роберт Максимович сказал как-то о Стене на Арбате следующее: «Наличие в Москве такой стены памяти, настоящего народного мемориала, имеет для меня значение, мне это важно. Когда Вити не стало, казалось, пройдет лет пять и о нем забудут. Но минуло четверть века, а слава его живет».

Традиционно днями особого посещения Стены для поклонников «Кино» являются 21 июня (день рождения Виктора Цоя) и 15 августа (день его гибели). Если какой-то из этих дней выпадает на выходной, то людей собирается гораздо больше, чем в будни. Однако, т.к. Стена находится в центре столицы, да еще на одной из главных туристических улиц, то у нее всегда можно встреть людей, как поклонников, так и просто захожан.

За время существования Стены сложились и некоторые традиции ее посещения, ну, как минимум, среди поклонников Цоя. Так, например, те, кто курят, оставляют в пепельнице у Стены надломленную сигарету или порото всем известную «пачку сигарет».

Ну, и конечно, в дни памяти Виктора у Стены всегда море цветов.

Также надо заметить, что в плане городской субкультуры Стена Цоя является и еще уникальным местом стрит-арта, т.к. какие только граффити на ней не рисовали за все время ее существования. Большинство из них, несомненно, посвящен Цою, но бывает изображают и что-нибудь иное.

Вот, например, однажды встретил такое изображение Иисуса Христа:

Кстати, практически каждый год в дни памяти Виктора у Стены можно встретить и настоящее народное творчество, посвященное Виктору. Причем качество такого творчества, подчас, великолепное:

Хочется отметить, что никакой организации посещения Стены нет, каждый приходит, когда может и остается столько, сколько позволяет время. При этом часто бывает, что к Стене приходят новые поклонники Цоя и уже у нее знакомятся с другими «киноманами». Ну, а главное, люди просто поют под гитары (или без них) песни Виктора и общаются. А больше, в принципе, ничего и не надо, ведь это именно место памяти.

Конечно, бывает, что со Стеной происходят какие-нибудь инциденты. Так, например, в 2006 году неизвестные вандалы ее закрасили, поэтому ее пришлось восстанавливать. А в июне 2016-го кто-то написал на ней «Цой мертв», но это быстро закрыли памятными надписями. А совсем недавно, весной 2019-го, динамовские фанаты нанесли на ней надпись, не имеющую никакого отношения к памяти Виктора Цоя.

Читайте также:  Как зашить гипсом стену

Также бывает, что у Стены оказываются совершенно посторонние этой теме люди, но главное, чтобы они не мешали тем, кто приходит почтить память Виктора Цоя.

Конечно, сегодня в век высоких технологий любой «киноман» может спокойно общаться с другими единомышленниками в Интернете, но это никогда не заменит живого общения, живой песни под гитару, живой памяти о Викторе. Поэтому и идут поклонники творчества Цоя к Стене его памяти. Идут как люди старшего возраста, так и совсем юные, но уже тоже «киноманы».

И неизменно каждого приходящего к Стене Цоя встречают два портрета Виктора – фотография в рамке с последнего концерта в «Лужниках» и мозаичное панно с его изображением.

Будете в Москве, приходите, если еще не были!

P.S. Во всех своих постах на канале я использую только свои личные фотографии , но в этот пост включена и фотография поклонницы творчества Виктора Цоя Веты Вайсман, любезно ею предоставленная Спасибо ей за это!

Всем спасибо за просмотр и живую реакцию! Подписывайтесь на канал. Комментируйте и ставьте лайки! Будет интересно!

Источник

Кто и как создал Стену Цоя? Всесоюзная скорбь по музыканту

Виталий Калгин — писатель и один из главных исследователей творчества и жизни Виктора Цоя. Его новая книга «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя» — масштабное расследование последнего года жизни музыканта, последних гастролей и деталей аварии 15 августа 1990 года. В книге собраны рассказы очевидцев, воспоминания, интервью близких людей и поклонников.

«Днем 16 августа 1990 года о смерти Цоя сообщили все радиостанции Советского Союза, телевизионные программы «Время» и «ТСН». Это трагическое событие не замалчивалось, как замалчивались смерти Высоцкого, Башлачёва и еще многих.

Журналист Дмитрий Шавырин вспоминал: Никакие связи, именуемые в народе блатом, не помогали. Билетов на Ленинград просто не было.

Ни близкие, ни родственники Виктора, ни группа «КИНО», ни официальные власти на тот момент совершенно не представляли, как поклонники «КИНО» отреагируют на случившееся, а огромное их количество уже двигалось по направлению к Ленинграду… В те дни купить билеты в Питер было невозможно. Люди срывались толпами, ехали на перекладных, «стопом», на «собаках» — чтобы только успеть… Увидеть… Проститься…

Растерянная рок-клубовская администрация просто не знала, что делать. Дежурившей во дворе «скорой» тоже пришлось несладко. Несколько человек вскрыли вены во дворе рок-клуба, и пришлось немедленно направлять их в больницы.

В огромной толпе плачущих людей постоянно кому-нибудь становилось плохо, и работы у врачей было более чем достаточно… На ходу придумывались способы немного утихомирить неуправляемую толпу. К примеру, как только из толпы слышались призывы «уйти вместе с Витей», администрацией рок-клуба тут же объявлялась минута молчания в память о Викторе, что на какое-то время остужало не в меру горячие головы.

По сообщению ленинградской программы «600 секунд», в первые дни после гибели Виктора Цоя в Ленинграде на 30% подскочило число самоубийств. Согласно официальной статистике — в целом по стране в первые дни после гибели Виктора Цоя порядка 45 поклонников «КИНО» покончили жизнь самоубийством.

После сообщения о смерти Виктора Цоя в Москве, на Старом Арбате, на стене дома № 37, выходящей в Кривоарбатский переулок, кто-то высоко, через всю стену, вывел черной краской: «Сегодня погиб Виктор Цой». Ниже в ответ кто-то приписал: «Цой жив».

По легенде — первыми на Стене написали Олег Шматченко из Одессы и его девушка, гулявшие по Арбату и узнавшие о гибели Цоя. Имя девушки осталось неизвестным. Известно лишь, что с конца 1990 года эта девушка жила у могилы Виктора Цоя на Богословском кладбище.

Стена на Арбате стала своеобразным алтарем, средством выражения горя людей, которые не могли попасть в те дни в Питер. Подобные стены Виктора Цоя в те дни появлялись в каждом мало-мальски уважающем себя советском городе от Москвы до Нарьян-Мара.

Журналист Татьяна Сулимова напишет: После смерти Цоя началось целое движение по созданию локальных мемориалов в каждом городе Союза, а иногда даже и в маленьких деревнях. Но Цой пел нам не свои песни — он их считывал с души поколения и облек в форму то, что не сказали, но чувствовали сотни тысяч молодых людей. »

Читайте также:  Как обогреть промерзающую стену

Книга «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя»: https://bit.ly/2Pab7q2

Также рекомендуем прочесть:

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction 🙂

Источник

Почему стена Цоя на Арбате и есть ли такие стены в других городах?

Автор вопроса считает этот ответ лучшим

«Стена Цоя» на Арбате появилась незапланированно: в день смерти Виктора Цоя кто-то написал на бетоне: «Сегодня погиб Виктор Цой», второй неизвестный сделал приписку, которую фанаты цитируют уже третье десятилетие подряд: «Цой жив». А после люди приходили, спонтанно что-то писали в память об ушедшем артисте, рисовали его портреты. В 2006 году стену пытались закрасить, но надписи в течение нескольких дней появились вновь. Теперь их сотни — они перекрывают друг друга, это выглядит, конечно, хаотично и не совсем эстетично, но в этом и заключается уникальность этого «памятника» Виктору Цою.

Стены Цоя в других городах:

Стена Цоя в Туле на ул. им. Григория Каминского в центре города была снесена в 2009 году при строительстве Торгово-делового центра «София».

«Стена Цоя» существует и во многих городах стран СНГ.

В частности, существует Стена Цоя в Минске (Белоруссия), Днепропетровске и Энергодаре (Украина).

В Киеве на озере Тельбин есть «дерево Цоя»

15-го августа 2013 года в Киеве во дворике дома по улице Михаила Грушевского, 4-б, была открыта стена Цоя. Дом примечателен тем, что на протяжении 4 лет деятели культуры разного рода, в том числе и Молодёжная Общественная Организация «Мистецька Платформа» (рус. Творческая Платформа), пытаются сохранить этот старинный дом (1878 года постройки) от массовой застройки Киева. 3 октября 2013 года стену памяти посетил отец Виктора Роберт Цой со своей новой женой.

Также стена Цоя есть в Алма-Ате на Арбате.

15 августа 2018 года стену Цоя открыли в Перми на территории экстрим-парка около вокзала Пермь-2

P.S.: Если у читающих есть чем дополнить данный ответ, прошу присоединяться.

4 · Хороший ответ

\»Стена Цоя\» на Арбате появилась незапланированно: в день смерти Виктора Цоя кто-то написал на бетоне: \»Сегодня погиб Виктор Цой\», второй неизвестный сделал приписку, которую фанаты цитируют уже третье десятилетие подряд: \»Цой жив\». А после люди приходили, спонтанно что-то писали в память об ушедшем артисте, рисовали его портреты. В 2006 году стену пытались закрасить, но надписи в течение нескольких дней появились вновь. Теперь их сотни — они перекрывают друг друга, это выглядит, конечно, хаотично и не совсем эстетично, но в этом и заключается уникальность этого \»памятника\» Виктору Цою.

Стены Цоя в других городах:

Стена Цоя в Туле на ул. им. Григория Каминского в центре города была снесена в 2009 году при строительстве Торгово-делового центра «София».

«Стена Цоя» существует и во многих городах стран СНГ.

В частности, существует Стена Цоя в Минске (Белоруссия), Днепропетровске и Энергодаре (Украина).

В Киеве на озере Тельбин есть «дерево Цоя»

15-го августа 2013 года в Киеве во дворике дома по улице Михаила Грушевского, 4-б, была открыта стена Цоя. Дом примечателен тем, что на протяжении 4 лет деятели культуры разного рода, в том числе и Молодёжная Общественная Организация «Мистецька Платформа» (рус. Творческая Платформа), пытаются сохранить этот старинный дом (1878 года постройки) от массовой застройки Киева. 3 октября 2013 года стену памяти посетил отец Виктора Роберт Цой со своей новой женой.

Также стена Цоя есть в Алма-Ате на Арбате.

15 августа 2018 года стену Цоя открыли в Перми на территории экстрим-парка около вокзала Пермь-2

Источник

Как образовалась стена цоя

Стена на улице Арбат в Москве стала неофициальным мемориалом Цоя практически сразу после его гибели. Артем Колганов рассказывает, как за 30 лет изменилась — вместе с остальным городом — стена Цоя на Арбате

Стена памяти Виктора Цоя на Арбате в Москве, 1993 год. Фото: Борис Приходько/РИА «Новости»

Читайте также:  Как измерить влажность стен

Когда появилась стена Цоя, неизвестно. Популярная легенда гласит, что в день смерти музыканта на стене появилась соответствующая надпись, в ответ на которую кто-то приписал «Цой жив» большими черными буквами. Есть и менее известная, но более правдивая история: стена еще с середины 1980-х была местом встречи неформалов, которые с помощью надписей делились информацией о квартирниках и концертах. Но, несмотря на излишний романтический флер, надпись «Цой жив» не просто лежит в основании легенды о стене, но и служит метафорой всего ее существования.

Стена в 1990 году. Фото: Андрей Соловьев/ТАСС

Арбат тридцатилетней давности выбивался из московского ландшафта: первая пешеходная улица Москвы в конце 1980-х стала напоминать непрерывный фестиваль. Центральное расположение притягивало уличных художников и музыкантов — надписи на стене стали для них редкой возможностью обозначить свое присутствие в городе. Такого разнообразного контингента, как на Арбате, в городе было невозможно встретить. Стена органично дополнила причудливый арбатский пейзаж. Впервые в советской неформальной истории представители субкультур организовали собственное пространство в центральном районе и перестали использовать город как укрытие.

Смерть Цоя изменила предназначение места: из пространства всеобщей коммуникации арбатская стена превратилась в точку коллективной памяти. Стена стала более закрытой — после гибели музыканта в августе 1990 года фанаты почти полгода охраняли ее от вмешательства властей. Функция места при этом не изменилась: оно осталось точкой встречи неформалов. Однако теперь стена так или иначе связывалась с воспоминаниями о Цое.

Парадоксально, но стена никогда не была связана с музыкантом географически: Цой не жил на Арбате, не выступал там и даже не упоминал его в интервью. После смерти музыканта стена превратилась в пристанище для поклонников, которые не могли посетить связанные с ним места — например, Богословское кладбище в Ленинграде. Многочисленным фанатам было важно сохранить не только стену, но и ее атмосферу: с августа 1990-го они на протяжении полугода круглосуточно охраняли место от посягательств властей. Видимая доступность места сменилась приватным выражением памяти.

На протяжении 1990-х годов стена оставалась своеобразным закрытым объектом. Однако меняющаяся политическая ситуация влияла и на восприятие городского пространства. Границы между официальным и неформальным постепенно стирались. Стена начала притягивать не только фанатов Виктора Цоя, но и туристов или случайных прохожих. Первым она компенсировала нехватку пространства для общения, вторым — недостаток оригинальных монументов. Из локального места силы стена превратилась в центральную достопримечательность.

Август 1990 года. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Возросшая популярность стены спровоцировала раскол в отношении к ней. Горожане заговорили о месте как о памятнике, дальнейшая судьба которого — в руках не поклонников Цоя, но самих москвичей. Городские власти тогда не проявляли резкого интереса к стене, поэтому вид места начали определять активисты. В 2006 году группа Art Destroy замазала стену черной краской. Как показывает название группы, они протестовали не против Цоя, но против художественной ценности мемориала. Акция стала первой проверкой на прочность для стены (ее еще с начала 2000-х перестали охранять фанаты), и она с ней справилась: через несколько дней поверх черной краски появились новые надписи в память о Цое.

Попытка московских властей избавиться от стены окончательно закрепила за ней статус народного мемориала. Проект реконструкции 2009 года, который предполагал частичное уничтожение стены, горожане встретили крайне негативно: их возмутил не только факт изменений, но и риторика чиновников: власти назвали стену «пристанищем городских маргиналов». После нескольких протестов в поддержку места от реконструкции отказались.

В последнее десятилетие стена пережила еще несколько громких акций: это и надпись «Цой мертв» в 2016 году, и граффити динамовских фанатов «Перемен требуют наши сердца», и неоднократное перекрашивание стены коммунальными службами. Неизменным осталось социальное восприятие места: для москвичей она стала постоянно изменяющимся памятником, внешний вид которого куда менее важен, чем его предназначение. История стены Цоя не имеет точной даты начала, но у нее не будет и точной даты конца — коллективная память может существовать вечно.

Источник