Меню

Как крыша у амбара



Хозяйственные постройки амбары

Непременной принадлежностью населенного пункта — деревни, заимки, хутора — являются хозяйственные постройки: амбары, сараи, бани и т. д.

Интересные в плане общей композиции и объема, с выпусками поперечных венцов, с большими свесами крыш, с защитными стенками, амбары прекрасно гармонируют в окружении с жилыми постройками, являясь составным элементом сельского ансамбля. Размещение хозяйственных построек на территории усадьбы бывает различным, но, как правило, один из амбаров усадьбы обращен своим торцом к улице.

Безоконные торцы амбаров, часто увенчанные массивным охлупнем, придают своеобразный характер и особый колорит всей сельской улице, резко отличающейся от улиц небольших деревянных городов старой Сибири.

В архитектурно-конструктивном решении амбаров наиболее прочно сохранились древние строительные традиции русского деревянного зодчества.

То, что бесследно исчезло в жилой избе в связи с частыми ремонтами и перестройками, вызванными новыми требованиями и новым хозяйственно-бытовым укладом сельской жизни, в амбарах сохранилось почти в неприкосновенном виде.

И неудивительно, что во многих районах Восточной Сибири встречаются подобные маленькие постройки в возрасте, по словам старожилов, более 100 лет.

О возрасте таких амбаров свидетельствует также и их конструкция, как, например, покрытие тесовой крышей по сплошному накату из бревен, врубленному в скаты фронтона, и обработка торцов бревен топорами без применения пилы.

Этот архаичный прием уже давно не применяется в сельских постройках.

Высокое техническое качество, обеспечивающее прочность, необходимую в связи с особым назначением постройки, интересное архитектурное оформление, внимательная обработка деталей — все это способствовало созданию очень привлекательного по своему облику сооружения.

Амбары имеют различное назначение, вследствие чего в усадьбе иногда можно встретить три-четыре небольших амбара, предназначенных один — для хранения зерна, другой — для различной домашней утвари и одежды, третий — для инвентаря и т. д.

Мелкие амбары обычно размещаются по периметру всего двора, примыкая друг к другу своими торцами. Иногда амбары ставятся с небольшими отступами, и промежутки между ними покрываются крышами, образуя дополнительные защищенные помещения для хозяйственных нужд.

Формы амбаров и их размеры довольно различны: можно встретить самые примитивные срубики, по сплошному накату покрытые тесом, врубленному в скаты фронтона, наряду с солидными двухэтажными строениями с открытыми галереями, лестницами и другими пристройками.

Такие амбары, достигающие очень больших размеров, служат местом хранения общественных продуктов и устанавливаются обычно в центре села.

Простейшие амбары, состоящие из одного помещения размерами 4 X 6 метров, строят из крупных бревен, рубленых «в лапу» или с остатком, и покрывают двускатной крышей на «потоках» и «курицах». Обычно это одноэтажные сооружения очень небольшой высоты.

Иногда такие амбары с лицевой или боковой стороны оформляются навесами, поддерживаемыми пропусками верхних венцов бревен).

В некоторых случаях для устройства больших свесов крыши верхние венцы поперечных и продольных стен выступают от стены на 1,5—2 метра. Особая конструктивная система ступенчатых повалов и большие свесы крыши хорошо защищают постройку от действия сырости.

Своеобразная конструкция выпусков-помочей устраивается настолько прочно, что не требует дополнительных опор. Подобные амбары стоят десятилетиями.

При постановке амбаров торцами к улице все ряды торцовых бревен выпускаются за пределы поперечных стен, образуя концами как бы защитную стенку со стороны улицы.

Читайте также:  Кровля сарая односкатной крыши сарая

При такой композиции амбара торцовые стены имеют асимметричный вид благодаря смещенным к центру выступающим круглякам одной из продольных стен.

Перекрытый симметричной двускатной крышей по стенам с выпусками торец амбара, имеющий асимметричное построение, производит своеобразное впечатление.

В силу того что амбар ставится обычно напротив избы и выпуски поперечных стен обращены на улицу, получается интересный динамичный фасад. Амбар как бы замыкает фронтальную часть усадьбы, состоящую из торца избы, ворот и амбара.

Конструктивное устройство защитных стенок несложно. Выступающие концы бревен обычно не закрепляются вертикальными шипами, а своей массой образуют довольно монолитную стену, не нуждающуюся в вертикальных связях.

Иногда подобные защитные стенки устраиваются с двух сторон входа, защищая его от действия непогоды. Эта конструкция, вызванная исключительно утилитарными соображениями, придает простому сооружению большую живописность и объемность.

Из крупных амбаров наибольший интерес представляют двухэтажные постройки, в некоторых случаях разделенные рублеными поперечными стенами на два или три помещения.

В этих амбарах на второй этаж с галереей ведет открытая крутая лестница, начинающаяся с нижней площадки, идущей вдоль стены. Столбы, поддерживающие галерею, вмонтированы внизу в выпущенные концы бревен поперечных стен или в крупное бревно продольной стены, покоящейся на выпусках нижних поперечных бревен. Это нижнее продольное бревно, заложенное на расстоянии 1—1,5 метра от стены, является также основанием для площадки перед входом в амбар.

На галерее имеются столбы, которые служат опорой для свеса крыши.

В ряде случаев поперечные стены выпускаются за пределы продольных на расстояние, необходимое для устройства площадки перед входом и балконом. Образуемые таким образом «защитные стенки» с боковых сторон амбара хорошо закрывают входы и лицевую стену от ветров и облегчают устройство крыши с большим свесом.

Галерея обычно ограждается перилами с точеными или резными балясинами, четко вырисовывающимися на темном фоне заглубленной стены.

В некоторых случаях в двухэтажных амбарах, кроме боковых защитных стенок, образованных из выпусков поперечных стен, на втором этаже устраивается лицевая защитная стенка. Это сообщает некоторое своеобразие всему объемно-пространственному решению сооружения.

Вход в большие амбары устраивается в центре лицевой стены. В редких случаях он организуется в торцовой стене в особой пристройке с навесом.

Этот прием, очень интересен в плане общей композиции, можно было встретить в жилых постройках Западной Сибири. В Восточной же Сибири он не нашел применения в избах, так как общая планировочная схема изб там проще, чем в Западной Сибири.

Устраивая двери в амбарах, строители учитывали не только функциональные особенности складских помещений, но и эстетические требования.

В некоторых амбарах дверной проем делался очень незначительным. Дверь, оборудованная толстыми колодами и горизонтальной подушкой с массивным порогом, казалась еще меньше своих размеров благодаря значительной высоте бревенчатой стены над нею, не имеющей больше никаких дополнительных проемов и украшений.

Простая, но вместе с тем мощная конструкция входа хорошо сочетается с общим лаконичным объемом всей постройки.

В сибирских амбарах обычно окна не устраиваются. Освещение внутреннего помещения происходит через открытую дверь во время посещения амбара. Даже крупные двухэтажные амбары не имеют оконных проемов. Да в этом, как видно, нет нужды.

Читайте также:  Утеплитель для крыши сарая

Рассматривая постройки амбаров с конструктивной точки зрения, можно отметить в основном те же приемы, что и в архитектуре избы. Так, например, в конструкции фронтона встречается тот же принцип скрепления бревен, тот же способ устройства крыш на «потоках» и «курицах», те же виды обработки выпусков поперечных стен «повалов», то же устройство защитных стенок и т. д.

Все эти конструктивные детали, примененные с учетом служебного назначения сооружения, создают архитектурный образ амбара.

Амбары, так же как и жилые дома, возводятся обычно без фундамента. В некоторых случаях под углы сруба подкладываются крупные камни или ставятся бревенчатые стулья-лапы, на которые укладываются первые венцы постройки. Лапы в некоторых случаях обрабатываются декоративными вырубками, соответствующими назначению стойки опоры.

Интересно отметить, что в Восточной Сибири (аналогично и в Западной) нижние венцы срубов старинных амбаров, лежащие на валунах или стульях, не скрепляются жестко со своим основанием, а лежат свободно.

Это дает возможность в случае необходимости переносить амбар с одного места на другое.

Как показывает ряд примеров, не только амбары, но даже крупные избы переносятся по мере надобности на новые места.

Передвижение зданий осуществляется при помощи бревен-катков, подкладываемых под основание сруба. Подобные случаи наблюдались в ряде сибирских деревень.

Как видно, хороший, крупный, выдержанный лес, примененный в старых избах (и в настоящее время уже не везде встречающийся), высоко ценился строителями, и они предпочитали перемещение старой постройки (если была возможность) рубке нового сооружения.

Рассматривая общие композиционные приемы устройства амбаров, можно сказать, что в облике этих в основном мелких построек очень рельефно выявлены характерные черты русской деревянной архитектуры со всеми присущими ей особенностями.

Амбары неотделимы от архитектурного облика села. Они являются органической частью всего сельского комплекса.

Своеобразной поэзией веет от целого ряда маленьких и больших амбаров, завершающих своими объемами общую композицию села.

В современных амбарных постройках можно отметить сохранение не только прежних приемов планировки и пропорций зданий, но также и архитектурных форм и конструктивно-декоративных деталей. Но архитектура новых по своей внутренней организации сел с новым укладом жизни постепенно перестраивается на новый лад. Особенно это заметно в устройстве общественных, колхозных амбаров, которые в ряде случаев образованы из отдельных мелких построек, объединенных в одно целое и поставленных где-нибудь за селом. Своеобразные ансамбли амбаров производят иногда очень сильное впечатление.

Все эти отдельные разрозненные постройки, собранные и поставленные в один ряд где-либо на возвышенном месте или в низине, являются интересным художественно-композиционным средством оформления всего села.

Удивительно тонкое понимание местных условий (пейзажа, рельефа местности) позволяло строителю создавать гармоническое художественное целое, тесно связанное с окружающей природой и такое же простое и понятное, как и сама сибирская природа.

Источник

Мечта об идеальном доме или как я построил BarnHouse. Часть первая

FORUMHOUSE представляет строительный сериал, в котором показывается и рассказывается, как за 2 миллиона рублей построить уютный дом в стиле «Амбар-Сарай»

На нашем портале множество тем, в которых люди делятся опытом самостоятельного строительства домов. Читая их, понимаешь, что дом можно возвести без привлечения наёмной рабочей силы. Отличный пример нестандартного самостроя — жилище участника FORUMHOUSE и архитектора Евгения Лихачева. Это — BarnHouse или Дом-сарай. Ниже мы расскажем, почему он решил строить именно такой дом, и чем интересен этот проект.

  • Почему я решил возводить Barn House
  • План дома-амбара
  • Фото, где показан красивый Barn House
Читайте также:  Чем закрыть крышу дома недорого

BarnHouse своими руками, идея

Тема с домом на фото ниже стала победителем в рейтинге «Лучшие темы» в 2018 году.

В то время он ещё не был достроен. Покажем фото дома Евгения за 2019 год, чтобы вы поняли, о каком архитектурном стиле, идёт речь.

Классический BarnHouse (англ. — дом-амбар или дом-сарай) выполнен в дизайне минимализм. «Коробка» имеет строгую геометрическую форму. Крыша простая, двускатная. Кровля без свесов. Для отделки используется дерево, фальц, фактурный кирпич, натуральный камень, металл.

Одним этот стиль нравится. Другим нет. Верно одно — любой, кто идёт мимо такого дома, непременно оглянется.

Вернёмся к герою статьи. Интересно, почему он выбрал именно этот дизайн?

Как мне пришла в голову идея строить BarnHouse

Самостройщик, построивший каркасный дом-амбар за 2 миллиона рублей

Я с женой и маленькой дочкой люблю отдыхать на природе. Каждый год, летом, мы приезжали на дачу. Однажды подумали и решили, что хотим жить за городом постоянно. Купили участок. В нашей семье я — архитектор, жена — дизайнер. Поэтому проект дома мы сделали сами. За основу взяли стиль BarnHouse. Дом-амбар — этот такое нежилое строение, которое приспособлено под жильё. Т. е., взяли за основу сарай и сделали из него дом. Мне всегда нравилась эта идея. Когда я был студентом, у меня была мысль — приобрести старую трансформаторную подстанцию и встроить в неё панорамное остекление. Чтобы была плоская крыша и получилось сочетание исторического и современного. В идее BarnHouse заложен контраст. Снаружи это — грубый дом. Его функция — оградить внутреннее пространство от улицы. Сам дом внутри это — уютное и тёплое жилище с современным интерьером на любой вкус. Обязательно должно быть панорамное остекление. Оно также добавит строению контраста.

Хозяйка дома в стиле BarnHouse

Мы как-то ездили на фестиваль, где были представлены объекты, сделанные из дерева. Их можно потрогать. Взаимодействовать. Мне кажется, что наш дом тоже такой — шершавый и приятный на ощупь. Думаю, эта концепция отлично вписывается в идею BarnHouse. Мне хочется простоты и простых эмоций, на каждый день. Когда я вижу наш дом, то я радуюсь, как ребёнок. Он дарит положительные эмоции. Ещё один плюс больших окон — единение с природой. Она, как бы заходит к тебе в дом. Представьте, вы сидите на кухне, просто поворачиваете голову и видите, как дети играют во дворе, а дальше начинается лес.

Заинтересовались проектом этого дома? Ниже, мы кратко расскажем о нём.

План и размеры дома в стиле BarnHouse

Дом предназначен для проживания двух взрослых и ребёнка. Площадь дома 83.5 м². Отопление инверторным кондиционером + дополнительные конвекторы и печь-камин.

Источник