Меню

Бегает по крыше электрички



Руфрайдинг стал круче джампинга

История умалчивает, сколько людей погибло при падении с крыш вагонов во время Великой Отечественной при массовых эвакуациях. Статистики такой не велось. Сегодня, в мирное время, впору вести статистику жертв так называемого руфрайдинга — экстремальной езды на крышах вагонов метро или электричек.

Накануне в московском метро, на Филевской линии, погибли два студента, катавшиеся на крыше подземного вагона. Двадцатилетние парни самовольно вскарабкались на крышу вагона подземки и пустились в экстремальное путешествие. Тело одного студента было найдено на крыше вагона на станции «Киевская» со множеством переломов, тело другого обнаружили рядом с путями на перегоне между станциями «Кунцевская» и «Пионерская». По предварительным данным, молодые люди погибли в тот момент, когда поезд проходил под тоннельными ограничителями. Сейчас по факту жуткого чрезвычайного происшествия идет проверка. Кто виноват и что делать, никто, похоже, так и не знает.

В прессе уже была озвучена одна из причин, по которой парни пустились в подземный экстрим: мол, они собирались совершить самоубийство. Однако в эту версию верится слабо: тогда получается, что потенциальных самоубийств в одной только Москве тысячи, если не десятки тысяч. Порылся в интернете — и оказалось, что в социальных сетях десятки (впрочем, сколько точно, я не знаю — считать устал) групп, объединенных суперэкстремальными увлечениями. Ну, когда объединяются в интернет-сообщество неформалы, вроде эмо, готов, или грузчики (есть и такие), то тут хотя бы понятно. У этих неформалов есть весьма своеобразная, но все-таки собственная культура, хоть какие-то ценности, пусть и весьма, на мой взрослый взгляд, дурацкие. Но экстремалы, которые рискуют собственной жизнью, — у них-то какие ценности? Оказывается, какие-никакие, а есть.

В группе одной из социальных сетей нашел даже термины, которые используют ее юзеры для общения. Например, «зацепингом» называется езда в местах, изначально не предназначенных для проезда: на бамперах грузовиков, на руле мотоцикла, на стреле высоченного башенного крана. Катание на крышах поездов метро и пригородных электричек тоже входит в «зацепинг», но обозначается отдельным термином — «руфрайдинг». Самая многочисленная группа «зацеперов» насчитывает, как я понял, более двух с половиной тысяч человек.

Очень часто рисковые «зацеперы» выкладывают видео со своими подвигами в интернет. Дух захватывает. У меня, отца троих сыновей, душа уходит в пятки, и я откровенно радуюсь, что все мои отпрыски (народ, прямо скажем, не трусливый и бойкий) живут не в Москве, а в провинции, где нет метро. Впрочем, езда даже на велосипеде по нашим традиционно сплошь дырявым трассам — тоже экстрим, причем немалый. Но тем не менее… Кстати, судя по публикациям в социальных сетях, нет пока еще термина для обозначения тех удальцов, кто прямо перед приходом поезда метро бросаются в канал между рельсами (есть и такие). Предлагаю классное название: «падальщики»!

Люди постарше еще не так давно вовсю ругались на «паркур», скоростное преодоление препятствий. Теперь роликами, в которых бесстрашные ребятишки прыгают по крышам или по горам строительного мусора, уже никого не удивишь. Опасную забаву того и гляди внесут в олимпийское виды спорта… Тьфу-тьфу-тьфу, как бы не сглазить, действительно!

Не так давно хорошо порезвились в сети «джамперы», то есть ловкие прыгуны с крыш в сугробы. На многочисленных роликах, выложенных в Сети, молодые люди иной раз прыгают в снег аж с высоты третьего этажа! Еще один вид русского юниор-экстрима…

Работники метро и железнодорожники бороться с «зацеперами» всех пород пытаются. Однако, судя по всему, технически оградить молодых ухарей от возможности попасть на крышу вагона достаточно затратно. И, в общем-то, в планах московских строителей и проектировщиков метро пока не было установки защитных сооружений, которые не позволят пассажирам попасть на пути московского метро — во всяком случае, никаких внятных упоминаний об этом я так и ненашел…

И вот еще какой момент: судя по социальным сетям, среди «зацеперов» или «руфрайдеров» очень немного молодых жителей Санкт-Петербурга. Может быть, это оттого, что в питерском метро достаточно много станций, где вход-выход со станции в вагон и обратно спроектирован по концепции «двух дверей»? То есть на крышу вагона там так просто и не залезешь.

Читайте также:  Рекомендации по техническому обслуживанию крыш жилых зданий

Откуда же все-таки появляются «зацеперы», прекрасно осознающие, что рискуют жизнью во время своих жутко опасных забав?

Своим мнением по этому поводу делится с читателями «Правды.Ру» психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:

«Не будем мудрствовать лукаво. Что-то вроде «зацепинга» или других экстремальных игрищ было всегда. Во времена моего детства, то есть лет тридцать назад, зимой модно было прокатиться прямо на подошвах ботинок, уцепившись за бампер автомобиля или автобуса, причем обязательно, чтобы видели девчонки. Сейчас жутко становится, как вспомнишь, — ведь это страшно опасно! Но как-то у меня, к счастью, обходилось. Страдало, в конце концов, лишь «мягкое место» — когда родитель прибегал к непедагогичным методам воспитания, обнаружив почти полностью сточенные подошвы и каблуки ботинок… В конце концов, отец отдал меня в юношескую секцию мотокросса, где драйва было даже больше. Так и отучил кататься на подошвах.

Вспоминается, что основной мотивацией такого катания была возможность как бы прославиться своей псевдосмелостью среди сверстников, в первую очередь среди девчонок. Жалко, они не стояли вдоль всех дорог… Сейчас у подростков и даже юношей возможностей козырнуть своей лихостью куда больше. Зацепившись за поручень вагона, снять себя любимого на видео и выложить ролик в интернет, и тобой, «героем», могут восхищаться вечно!

Есть ли лекарство от разнообразных «зацепингов»? Единой, какой-то общей рекомендации не озвучу. Главное лекарство от молодецких забав — возраст. Сорокалетний мужик не полезет за адреналином на крышу вагона. Подрастут — и будут с ужасом вспоминать свои «подвиги», как и я…

Ну, а для того, чтобы все-таки хоть как-то направить общественность и руководство метро на борьбу с «зацеперами», рискну все-таки поделиться мыслями по этому поводу, хотя, возможно, с ними кто-то может и не согласиться. Главное для большинства таких лихачей — не самому испытать драйв, а показать свою удаль знакомым, друзьям, возлюбленным, в конце концов. И тут главный элемент «подвигов» — своевременно выложить свой рисковый ролик в сети и его же раскрутить. Поскольку других возможностей прославиться у молодых сейчас немного, они чаще всего так и делают. Ну, согласовало бы, скажем, руководство МВД с начальством метро методы более тесного взаимодействия в этом вопросе — всем было бы легче! По стране прошло, например, уже немало уголовных дел о подстрекательстве к экстремизму в интернете. В конце концов, размещение в Сети «зацеперских» роликов своеобразно призывает к нарушению правил проезда в метро. Видео в интернете часто уже становилось поводом для возбуждения судебных дел. Скачивайте ролик — и идите в суд, в конце концов!

Еще аспект — развитие достаточно рисковых, но, так сказать, «официальных» видов спорта: мотогонок, фристайла, прыжков с трамплина и других — и все видят, и здоровью польза. Мне могут возразить: такие виды спорта достаточно затратны, не у всех есть средства на покупку, скажем, хороших горных лыж. Ну, тут уж вопрос к государству: спорт, как и здравоохранение, должен быть доступен всем.

Ну и в заключение — об обеспечении конкретной безопасности в метро. Много сейчас говорится о борьбе с терроризмом, да и меры, в общем-то, какие-то принимаются. Думается, узкие специалисты смогут все-таки найти и организационные, и технические меры борьбы с «зацеперами». Если, конечно, всерьез этим озаботятся! Пока этого не наблюдается…»

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Читайте также:  Разные крыши индивидуальных домах

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Источник

Мать погибшего подростка создает базу данных любителей «зацепинга» — катания на крышах электричек

По всей России любители экстрима забираются не на чердаки зданий, а на крыши электричек. Испытав таким образом судьбу, они начинают агитировать других повторить трюк, который может стоить жизни.

Яна Гетманова всматривается в фотографии 16-летнего сына, изучает его переписку в социальных сетях и гигабайты видеозаписей, где молодые люди занимаются «зацепингом» — катаются на электричках снаружи, на сцепке или крыше вагона. Она до сих пор не может поверить, что ее сын Дима так же забрался на крышу электропоезда и погиб.

«Да я вообще даже на знала, что «зацепинг» существует, даже представить себе не могла», — говорит она.

Тело мальчика сняли на одной из пригородных платформ. Он получил разряд в несколько тысяч вольт, машинист пытался опустить токоприемник, но было уже поздно.

«Он на спор должен был залезть в пантограф, посидеть, там скамейка есть под пантографом, то есть, он должен был туда залезть посидеть», — рассказывает Яна Гетманова.

Подергать провода под напряжением, пошатать токоприемник. И таких, как Дима, уже не сотни, тысячи тех, кто состоит в «зацеперских» интернет-сообществах. Только за прошлый год в московской области 120 человек, в том числе, подростки, получили удар током на железной дороге, для 58 человек удар был смертельным. Десятки тех, кому поездом отрезало руки или ноги — такие видеозаписи тоже выкладывают в интернет сами «зацеперы» и при этом продолжают призывать «цеплять поезд». Идеологическая обработка, инструкции по технике псевдо-безопасности. Более старшие учат «зацепингу» более младших.

Большинство участников еще школьники, и кажется, уроки физики их ничему не научили. Мальчику на одной из видеозаписей вообще на вид лет десять.

«У подростков понятия смерти нет, оно у них ослаблено, для них это игра, такая же игра, как компьютерная», — поясняет психиатр Владимир Фензельберг.

Другие парни — уже взрослые. Возраст около 30 лет, стаж «зацепинга» — более 10 лет. Лиц не скрывают, чаще всего даже билеты покупают, но едут все равно снаружи. Говорят, не ради экстрима, а потому что в вагоне душно. При этом делают вид, что не понимают, какой пример подают подросткам.

«Мы не бегаем по крыше поезда, не сидим на крыше. Зацепился и доехал до станции и сошел — все. А дети начинают бегать. Как бы основную массу можно было бы отсечь, просто поставив дежурных на краях платформы, и просто они гоняли бы людей», — говорит один из них, Александр Кузнецов.

Пока журналисты беседуют с Александром, проезжает несколько поездов, практически на каждом из них кто-то едет «зацепом». А после интервью парни сами же запрыгивают на хвост отъезжающего состава. И никакой реакции от дежурных по станции.

Штраф за безбилетный проезд – 1000 рублей, а зацепить поезд и проехать, рискуя жизнью, например, на крыше электрички — всего 100 рублей, и то, если «зацепера» еще поймают. При этом ловят нарушителей чаще всего те, кто управляет поездом. Вся ответственность ложится на их плечи.

Кабина машиниста обычной пригородной электрички. Перед отправлением машинист обязан проверить, не зацепился ли кто за состав. Но обзор в зеркалах обратного вида ограничен, поэтому рассчитывать приходится в основном на интуицию.

«Я не имею права трогаться, пока у меня человек на крыше находится. Я должен уговорить их уйти с крыши», — говорит машинист Никита Тихомиров.

Это почти игра в кошки-мышки. «Зацеперы» прячутся или убегают, а машинисты вместо того, чтобы ехать по графику, вынуждены останавливать поезд хоть в поле и ловить нарушителей. Конечно, на некоторых станциях установлены видеокамеры.

«Когда поезд трогается, допустим, стоит молодой человек, никто не думает, что он в последний момент, как только двери закрываются, запрыгивает на сцепку», — поясняет сотрудник транспортной полиции.

Читайте также:  Чем временно закрыть крышу от дождя

Если это заметит дежурный оператор или кто-то из пассажиров, сообщение передадут машинисту. Но на большинстве платформ ни камер, ни сотрудников полиции. Здесь «зацеперов» можно поймать только во время рейдов.

Сегодняшний «улов» — двое братьев, одному всего 16 лет, как и погибшему Диме Гетманову. На следующем составе — 17-летний подросток. Пытался убежать, поймали. Юных «зацеперов» отводят в отделение полиции, проводят беседу, составляют протокол, ставят на учет и вызывают родителей. Отправят еще письмо и по месту учебы — его обязательно прикрепят к будущей характеристике ученика.

За последний год количество «зацеперов» выросло почти вдвое, а штраф остался прежним. Яна Гетманова решила посвятить свою жизнь борьбе с теми, кто вовлекает несовершеннолетних в «зацепинг», в законе для них тоже пока не появилось никакого наказания. В ее базе уже около 500 фотографий и досье на малолетних экстремалов. И совсем скоро в эту базу сможет заглянуть каждый родитель, проверить, а не был их ребенок замечен в самоубийственном увлечении.

Источник

Езда на крыше электрички: «минусы» и опасности

Московская молодежь осваивает новый вид городского экстрима: стремительно обретает популярность «зацепинг». Это поездка на поезде в прямом смысле слова: на крыше, между вагонами и даже под вагонами. Искателей острых ощущений влекут риск, адреналин и признание среди единомышленников. Их не смущает, даже возможность сгореть заживо от удара током или попасть под колеса электрички. Напротив, на форумах зацеперов в Интернете, активно обсуждается возможность прокатиться на скоростном «Сапсане».

Как правильно оседлать электропоезд, точно знает некая группа молодых людей для которых это модное увлечение, вид спорта. Такую вот верховую езду они называют «зацепингом» или «электричкингом». В сети уже появился видеоролик. В нем катаются с ветерком, рискуя собственной жизнью и нарушая все мыслимые и немыслимые правила железнодорожных перевозок. И учат этому всех желающих.

Никаких контролеров, давки и попрошаек, места — хоть лежачие. О безопасности в ролике, впрочем, тоже упомянули. Например, о том, что контактная сеть — та что над головой — находится под напряжением в 3 тысячи вольт, и лучше бы соблюдать дистанцию в 1 метр, Что будет, если эту дистанцию случайно нарушить, или насколько велик шанс угодить под колеса своей же электрички, авторы не сообщают.

«Хобби у них такое: проехать на поездах на крышах так называемая молодецкая удаль», — сетует Юрий Смирнов начальник уголовного розыска московско-курского ЛОВД на транспорте. — Многие из них не понимают, что езда подобного рода на электропоездах ведет к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью».

То же горьковское направление чуть больше месяца назад. Места на крышах и между вагонами занимали даже не отчаянные подростки, а вполне себе солидные пассажиры. Тогда из-за ремонта путей и отмены нескольких рейсов многим это казалось единственным способом покинуть переполненную платформу. Они в общем-то были готовы терпеть и тесноту, и духоту, и торговцев, если бы смогли войти в вагон.

В руководстве железной дороги тогда заявили, что люди в общем-то должны и сами понимать, насколько рискован этот способ езды. Милиция пыталась снимать нарушителей с поездов, но пока слезал один, в другом месте забирались пятеро. Впрочем, это так называемый вынужденный «зацепинг».

В этот раз у турникетов остановили тех, кто превратил это в опасный аттракцион.

«У нас поступила информация, что сегодня на электропоездах по Горьковскому направлению группа молодых людей собирается проехать на подножках и на крышах вагонов, — рассказывает Юрий Смирнов. — Провели профилактическую беседу, поставили на фотоучет и отпустили домой».

Беседой они отделались лишь потому, что не успели влезть на крышу. В следующий раз всех, кто слишком буквально понял фразу «сесть на электричку», обещают наказывать крупными штрафами.

Источник